То, что сделано с душой, руками живого мастера, то, что передает всю теплоту рук, не может не радовать человека. Все, что хранит живую энергетику - не просто ценно, а поистине бесценно. Особенно это касается тех изделий, на которые уходит много времени кропотливого труда. Такие вещи наполнены искренним очарованием. Особенно это касается ковров ручной работы, которые являются настоящим творением красоты, произведением искусства. Ведь у каждого ковра есть своя душа, индивидуальность, каждый из них самобытен и неповторим.
Ковер занимает особенное место в интерьере любого помещения. Даже в самой «холодной» комнате он может создать неповторимый уют, подчеркнуть своеобразное тепло, притянуть взор, задать тон и настроение всему интерьеру. При этом каждый ковер ручной работы самобытен и неповторим, является настоящим произведением ковроткацкого искусства. Издревле самыми красивыми и необычными считались ковры, сотканные на Востоке (знаменитые персидские ковры и килимы, роскошные кашмирские ковры, шикарные афганские ковры:«чуби» и «казахи», традиционные туркменские ковры). Только здесь можно встретить лучшие традиции ковроткачества.
Выбирая ковер для своего интерьера, стоит знать, что именно вы хотите, определиться не только со страной-изготовителем, но и с видом ковра. Существует три наиболее распространенных вида ковра: тканые ковры, плетенные и валяные. Первые часто называют «килимы» (также есть сумахи и паласы): они не имеют подшерстка, абсолютно плоские и представляют собой переплетение разноцветных нитей основы (продольных) и уточных нитей (поперечных). На таких коврах очень четко виден традиционный народный орнамент во всем своем многообразии. Производят килимы чаще всего из шерсти и хлопка. При этом чем выше содержание шерсти, тем дороже ценится ковер.
Плетеные ковры имеют ворс благодаря тому, что на тканой основе ковра завязываются узелки. Чаще всего цепляется одна или две нитки основы, потом завязывается узелок (какой это будет узел – зависит от места производства ковра, разные народности вяжут их по-разному), после сплетения 7-10 сантиметров ковер подстригается, выравнивается ворс, и тогда плетение продолжается. Узор проступает на ковре не сразу, а только после стрижки, но опытные мастера уже сразу могут увидеть какой будет работа, и какую высоту ворса стоит выбрать для определенного рисунка. Иногда для придания рисунку большего объема, блеска и шелковистости в узелковые нити добавляются шелковые. Такие ковры стоят гораздо дороже, но и выглядят они значительно роскошнее.
Валяные ковры попадают в Европу очень редко, несмотря на то, что это самые древние ковровые изделия, они встречаются еще в захоронении Пацирика. Их еще называю войлочными, и часто используют для теплоизоляции, потому что свалянные из овечьей шерсти ковры имеют очень высокую плотность и действительно очень хорошо защищают ноги от холодного пола. Впрочем, тканные и вязаные ковры ручной работы также очень хорошо хранят тепло.
При создании ковров вручную практически не используются химические красители, тогда как натуральные со временем не выгорают, а приобретают специфическую мягкость и глубину, еще больше подчеркивающие ощущение уюта в доме. Разумеется, играет роль и то, что используются только натуральные ткани. Особенно это важно сейчас, когда даже в воздухе количество химических (зачастую вредных для организма) веществ переходит все грани. И только в собственном доме вы можете разуться и пройтись босиком по настоящему, теплому шерстяному ковру ручной работы, ощутить всю заботу мастеров, руки которых вложили в этот ковер любовь и душу.
Считать, что ковер может быть «пылесборником» на самом деле в достаточной степени ошибочно. Ковер как раз помогает избежать большого количества пыли в доме, вбирая ее в себя. При этом такие ковры ручной работы (особенно персидские, индийские, афганские (пакистанские), китайские, кавказские и туркменские) сделанные из 100% шерсти, хлопка или шелка ценятся не только как предмет интерьера, но и как произведения искусства, стоимость которых с годами только растет. Разумеется, нельзя отрицать, что позволить себе такой ковер может не каждый, поэтому обладание ковром ручной работы указывает еще и на высокий социальный статус его владельца.
Болотова Лёля