История персидских ковров насчитывает более двух с половиной тысяч лет. С давних времен иранские мастера славились своим искусством создавать настоящие шедевры. Наука ткачества ковров передавалась от поколения к поколению, отдельные семьи владели настоящими секретами этого искусства и ревностно оберегали их от конкурентов. Персидский ковер - это история культурного развития одной из величайших цивилизаций.
Вначале ковер был всего лишь предметом быта, которым покрывали пол или прикрывали вход в жилище, ковер защищал кочевников от холода, но со временем простые узоры и линии становились более изысканными, замысловатыми и интересными, и ковер превратился в предмет, к обладанию которым стремилась знать и особы королевских кровей.
Ткачество персидских ковров достигло настоящего расцвета в 16 веке, во времена правления династии Сефевидов. На сегодняшний день около полутысячи изделий того периода выставлены в музеях по всему миру или хранятся в частных коллекциях. Шах Аббас (1587-1629) огромное внимание уделял развитию торговых связей с Европой и превратил новую столицу Исфахан в один из самых ярких и славных городов государства. При дворе была создана мастерская, в которой трудились настоящие мастера дизайна и ткацкого дела. Ковры ткали из шелка, с вплетением золотистых и серебряных нитей, которые придавали изделию еще более роскошный вид. Эксперты считают тот период кульминацией коврового дизайна, а изделия, созданные в то время настоящими шедеврами ткачества. Два самых больших ковра той эпохи на сегодняшний день хранятся в лондонском музее Виктории и Альберта, а еще один ковер выставлен в лос-анджелесском музее County.
Как выбирать персидский ковер
Персидские ковры для человека непосвященного полны противоречий. Их можно встретить везде, они достаточно практичны и неприхотливы, но с другой стороны, это произведения искусства и довольно выгодное вложение средств. Ковер, который вряд ли бросится в глаза, может стоить целое состояние и представлять собой поистине историческую ценность, возраст которой не менее трехсот лет. Обычному покупателю при выборе персидского ковра не обойтись без знания определенных тонкостей, так как истинная стоимость и ценность ковра не бросается в глаза.
Качество персидского ковра определяется не только его внешней привлекательностью, но и износоустойчивостью изделия. Большинство покупателей стремятся приобрести ковер ручной работы, такой ковер может служить семье в течение четырех-пяти поколений, а вот ковер, сотканный на машине, прослужит лет двадцать или чуть больше. Чтобы определить ковер ручной работы внимательно рассмотрите изнаночную сторону изделия. Петли с изнанки хорошо видны, ковер легко сгибается и не ломается, кончики нитей вплетены в полотно, а не пришиты машинной строчкой.
Дизайн и шерсть
Прежде всего, хороший ковер от плохого отличает сложность рисунка, качество шерсти, разнообразие цветовой гаммы и особенности плетения. Уникальность дизайна определить легко, этот аспект заключается в сложности и замысловатости рисунка, а вот качество шерсти определить несколько сложнее. Для того чтобы определить качество шерсти, эксперты рекомендуют сделать следующее: сложите ладонь лопаткой и поскребите поверхность ковра, если на ваших пальцах осталось немного шерсти, ковер соткан из шерсти среднего качества, если же количества шерсти на ладони достаточно, чтобы связать варежку, даже и не думайте покупать этот ковер. Качественная шерсть мягкая на ощупь, гладкая и блестящая. Хорошая мягкая шерсть намного лучше впитывает красители, чем нити плохого качества, и это в свою очередь определяет стойкость цвета и яркость рисунка ковра.
Цвет
Винтажные персидские ковры, по крайней мере, созданные до 1900 года окрашены с помощью растительных красителей, позже для окраски шерсти стали использовать хром и «швейцарский краситель». Синтетические красители практически не изменяют свой цвет, в то время как растительные со временем изменяются и приобретают слегка зеленоватый оттенок.
Качество плетения
Самая трудная задача при покупке персидского ковра – это определение качества плетения и особенностей ткачества. Если вы считаете, что одинаковое количество узлов на внешней и изнаночной стороне ковра говорит о его высоком качестве, вы ошибаетесь. Эксперты считают этот признак весьма непоказательным. Если вы приметесь подсчитывать узлы на антикварном ковре ручной работы, скорее всего, их количество покажется вам недостаточным. Плотность изделия зависит от многих факторов, в том числе и от времени.
История ковра и его происхождение
Конечно же, вещи, которыми владели знаменитости, или изделия, представляющие историческую ценность, всегда стоят дороже, и для некоторых людей обладание такой вещью представляет настоящий повод для гордости. На самом деле, если вас интересует качественная красивая вещь, на ее характеристики совершенно не влияет, кто и когда ею владел.
К сожалению, маркировка «genuine» или «original» не всегда обозначает высокое качество изделия. В прошлом персидские ковры служили образцом и классическим стандартом качества, по которому оценивали все восточные ковры. На сегодняшний день тот факт, что ковер изготовлен вручную иранскими мастерами, далеко не всегда подкреплен высоким качеством изделия.
Антиквариат, винтаж или современность
Коллекционеров мало интересуют современные изделия массового производства, но если вы покупаете ковер для домашнего использования и при этом ограничены в средствах – просто покупайте новый ковер. Сегодня можно приобрести новые персидские из шерсти, которую выпряли вручную, причем в изготовлении этих ковров применяются те же растительные красители, которые использовали и тысячи лет назад.
Современные персидские ковры, так же как и более древние их предшественники, изготавливаются сельскими ткачами. Этим людям знакомы древние знания о значении того или иного рисунка или сочетания цветов. Иногда даже экспертам сложно различить современный и винтажный ковер, если при изготовлении того и другого использовались идентичные методы. Если вам так уж хочется стать владельцем антикварной вещи, будьте готовы расстаться с весьма кругленькой суммой, при этом подбор вариантов лучше доверить эксперту по антиквариату и знатоку восточной культуры.