Мода переменчива и капризна, но это утверждение совсем не относится к моде на золотые украшения , которой человечество одержимо уже не одну тысячу лет: в археологическом музее болгарского города Варна хранятся старейшие в мире золотые ожерелья, браслеты и кулоны, украшавшие модниц еще в 5-6 тысячелетии до нашей эры. Однако владельцы этих древних предметов из сияющего желтого металла, похожего на солнце, еще не задавались вопросом, как покупать золотые украшения, а современному человеку нередко приходится решать эту непростую задачу.
Сплавы золота
История ювелирных украшений полна удивительных фактов: бывали времена, когда золото ценилось меньше, чем медь или железо. Железные украшения нередко обрамляли золотой оправой, носить их считалось привилегией знати. Такое не всегда трепетное отношение к золоту легко объяснимо: чистое золото слишком мягкое, изделия из него легко сломать или поцарапать, поэтому как металл оно наименее практично. Однако желтый металл, не теряющий своего блеска, продолжал волновать людские сердца и умы.
С изобретением технологии сплавов проблема прочности золота была решена, и теперь в качестве материала для производства ювелирных украшений оно остается вне конкуренции.
Кроме того, с созданием сплавов золота с разнообразными металлами открылась возможность для смелых экспериментов: например, сплав с кобальтом придает золоту красный оттенок, палладий, платина и никель применяются для получения белого золота, результатом сплавления золота вместе с хромом и кобальтом является черное золото, используемое для создания модных экстравагантных украшений. Традиционный желтый оттенок золото сохраняет при сплавлении с медью. А вот секрет придания золоту голубоватого оттенка, известный лишь аргентинским ювелирам, пока не удалось разгадать больше никому.
Клеймо золотого ювелирного украшения
Изделия, прошедшие обязательный пробирный контроль, получают на тыльной стороне специальный оттиск – пробирное клеймо, на котором и указана проба. Формы и рисунки клейм весьма разнообразны и зависят от страны-производителя. В России для золотых изделий применяется клеймо в форме лопатки с изображением повернутой вправо женской головы в кокошнике (до 1994 года в качестве клейма использовалось изображение пятиконечной звезды, внутри которой размещались серп и молот). Слева от оттиска рисунка имеется буква, по которой можно определить, в какой территориальной государственной пробирной инспекции золотое изделие прошло клеймение.
Цифровое обозначение пробы размещается рядом с оттиском рисунка, однако на парные ювелирные украшения (например, на серьги) пробирное клеймо наносится раздельно: на одной части – оттиск рисунка, на другой – цифровое обозначение пробы.
Все качественные ювелирные изделия, ввозимые на территорию России из-за рубежа и поступающие в торговую сеть, должны соответствовать утвержденным в России пробам и помимо национального клейма обязательно получить клеймо российское.
Для чтения клейма покупателю пригодится лупа, сквозь которую можно рассмотреть, насколько аккуратно оно выполнено, ровные и четкие ли у него границы, все ли цифры на нем легко читаемы. Как правило, изделия, подлинность которых вызывает сомнения, имеют некачественную маркировку. При покупке антикварных ювелирных украшений следует учитывать, что при длительном использовании изделия маркировка могла стереться.
Проба золота
Пробой (от лат. probo – испытываю, оцениваю) принято называть меру содержания благородного металла в ювелирных украшениях. По ней можно определить, сколько в сплаве, из которого изготовлено изделие, содержится золота, а сколько – иных металлов (серебра, меди, платины , палладия и др.). Состав сплавов, используемых для изготовления ювелирных украшений, устанавливается законодательно.
Россия пользуется метрической системой проб, при которой наивысшей пробой считается 999 (практически чистое золото). В отечественной ювелирной промышленности принято использовать золото 958, 750, 585, 583 и 375 пробы. Чем выше проба, тем больше в ювелирном изделии золота и меньше других металлов.
В большинстве стран Евросоюза и США принята каратная система проб: за эталон принимается золото в 24 карата (в метрической системе оно соответствует золоту 990 пробы и выше).
Ювелирная промышленность этих государств предпочитает работать с золотом следующих проб: 22-каратное (917 проба в метрической системе), 18-каратное (750), 14-каратное (585), 10-каратное (417), 375 (9-каратное).
Украшения из золота 375 пробы являются наименее ценными. Во многих странах такие изделия уже не считаются ювелирными и относятся к разряду дорогой бижутерии . В Германии для таких украшений используют золото не только 375-й, но и 333-й пробы (8 карат).
Золото наивысшей пробы (990-999) используется для изготовления ювелирных изделий в арабских государствах, в Китае, Гонконге и на Тайване.
Покупателям антикварных ювелирных украшений следует учесть, что до 1927 года Россия пользовалась золотниковой системой обозначения проб, весьма похожей на каратную, с той лишь разницей, что сплав в ней условно делился на 96 частей, а не на 24.
О чём расскажет именник
Все золотые изделия российских ювелиров кроме клейма пробы должны иметь и клеймо изготовителя, называемое именником. Именник содержит обозначение изготовителя, инспекции пробирного надзора, на территории которой он зарегистрирован, и знаки, указывающие на год производства изделия. Какие-либо иные знаки в именнике недопустимы. Форма контура именника утверждается территориальной инспекцией и является одинаковой для всех изготовителей, работающих на данной территории.
Оттиск именника должен быть проставлен рядом с пробирным клеймом. Искать его следует на внутренней стороне изделия (для кольца это внутренняя сторона ободка, для серег, брошей и цепочек – детали замка и так далее).