Как бы ни хотелось многим посетителям узнать цену Алмазного фонда России, никто не может сказать, сколько денег можно выручить за эти сокровища. Ведь вещи, которые хранит Алмазный фонд, поистине уникальны, и даже если разбирать (и теоретически пытаться продать) каждый экспонат в отдельности, то все будет зависеть от аукциона. Поэтому лучше признать Российский Алмазный фонд бесценным, или как говорит глава Гохрана РФ Владимир Рыбкин: «Я назову вам настоящую цену того, что здесь хранится: почти четыре миллиона - столько человек побывали в Алмазном фонде за 40 лет. Разве он не стоит этого?».
Но даже при отсутствии цен на то, что люди приходят посмотреть, их все равно не перестают привлекать изумительные вещи тончайшей работы самых различных мастеров. Разумеется, в первую очередь стоит отметить Большую императорскую корону, занимающую центральное место Алмазного фонда России. Изготовленная придворным ювелиром Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины II Великой в 1762 году, корона украшена 4936 бриллиантами, оправленными в серебро, которые подчеркнуты двумя рядами белоснежных жемчужин. Венчает Большую императорскую корону редкий драгоценный камень ярко красного цвета - благородная шпинель. С момента создания этой короной возводили на престол всех императоров России.
Достойными украшениями Алмазного фонда России служат и Малая императорская корона, императорская Держава, императорский скипетр с черным алмазом «Орлов», бриллиантовый знак на цепи и звезда к нему ордена Апостола Андрея Первозванного, созданная в 1970 году ювелиром Виктором Николаевым платиновая роза с 1466 бриллиантами, которая как живая качается на миниатюрных пружинках при малейшем движении воздуха. Поражают и золотые запасы: 100 золотых самородков, среди которых самый крупный самородок в мире «Большой треугольник» весом 36 кг, который старатель Никифор Сюткин нашел в 1842 году на Царево-Александровском прииске на Урале, золотой слиток весом в 12 кг, поднятый с затопленного английского крейсера «Эдинбург», с датой «1937», великолепные золотые украшения старинных мастеров.
Камни Алмазного фонда России не менее уникальны - каждый из них продавать будет как минимум сложно, потому что они слишком приметные: самый большой изумруд «Президент», недавно попавший в музей, весит 1 кг 170 г. Он был найден в 1992 году на руднике в Свердловской области, и только через 10 лет выкуплен для Алмазного фонда. Алмаз «Орлов» весом 189,62 карат считается одним из самых крупных черных бриллиантов в мире, алмаз «Шах» весом 88,70 карат, подаренный Великими Моголами Николаю I «во искупление» убийства в Тегеране представителя России А. С. Грибоедова, самый крупный плоский портретный алмаз в 25 каратов, за которым спрятана миниатюра с изображением императора Александр I - все это настоящее достояние Алмазного фонда России.
Несмотря на такое количество уникальных ценностей, нельзя сказать, что украшения Алмазного фонда никогда не продавались. Повелевший собирать и достойно охранять императорские ценности и регалии, Петр I, наказал хранить их в рентерее (казне) - в сундуке за тремя замками, ключи от которых были у трех разных людей. Каждый последующий император приумножал сокровища, для которых позднее была выделена отдельная Бриллиантовая комната. С началом первой мировой войны в 1914 году, все ценности были перевезены в Москву в кладовые Оружейной палаты, и только в 1925 году драгоценности были представлены всеобщему обозрению в Доме Союзов. А уже в 1927 и 1933 годах значительная часть Алмазного фонда была продана на зарубежных аукционах по решению Совнаркома.
В 1967 году выставка была открыта на год, но поток туристов был таким большим, что выставка Алмазного фонда плавно переросла в постоянно действующую и начала пополняться. Известнейшие ювелиры Гохрана восстанавливали старинные ценности по древним эскизам и создавали новые, ставшие достойным украшением Алмазного фонда России, а открытие российских месторождений драгоценных камней позволило еще больше пополнить драгоценный запас. На данный момент у Алмазного фонда официальный статус, закрепленный в законе, благодаря которому этот драгоценный запас неприкосновенен, а значит, и цену его мы, вполне вероятно, никогда не узнаем.
Болотова Лёля