Филигрань (русское название - скань) - это ажурный или напаянный на металлическую основу узор из проволоки (серебряной, реже - золотой). Проволока может быть гладкой или свитой в веревочки и спирали. Слово «филигрань» отображает технику изготовления узора, оно происходит от латинского filum - «нить» и granum - «зерно», а русское «скань» описывает технологический процесс - от древнерусского «скать» (свивать, ссучивать).
Волшебная красота ажурной филиграни известна с древнейших времен. В Трое, на Крите, в Микенах, Египте и Греции имеются филиграни, выполненные в VI-IV вв. до н.э. Филигрань была распространена по всему миру и считается одной из базовых, первоначальных ювелирных техник. Это вполне оправдано, ведь чистые драгоценные металлы, серебро и золото, очень мягкие, и их не так уж сложно вытянуть в очень тонкие проволочки. В древности круглую проволоку получали ковкой и полировкой металлического стержня, а примерно с Х столетия ювелиры уже освоили процесс волочения.
Филигрань бывает нескольких разновидностей: напайная, ажурная и объемная. При изготовлении напайной филиграни узор из гладкой или сученой проволоки, и зернь напаивают прямо на листовой металл. Когда узор просто напаивается на металл, такая филигрань называется фоновой или глухой. Если после пайки фон удаляется просечкой или выпиловкой, то это - просечная или выпильная филигрань. Бывает еще рельефная филигрань по чеканке, в этом случае напаивание узора идет на подготовленный чеканный рельеф. Самый красивый вид напайной филиграни - филигрань с эмалью или перегородчатая эмаль. При ее изготовлении после того, как узор напаян, пространства между сканью заполняются эмалью.
Ажурная филигрань обходится без металлической основы, в этом случае проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь напаивается прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, двухмерное, то это - плоская ажурная филигрань. Если кружево спаивается в двух измерениях и является объемным (трехмерный рельеф или горельеф), то это - скульптурно-рельефная ажурная филигрань. Иногда проемы между плетеными проволочными деталями заполняются прозрачной эмалью (получается крошечный цветной витраж), такое исполнение называется - ажурная филигрань с эмалью или «оконная» эмаль. Очень интересно выглядит многоплановая филигрань - при ее изготовлении узоры накладываются друг на друга, а рисунки расположены в различных плоскостях, в результате первоначально плоскостное изделие становится объемным.
Объемная филигрань - это предметы, выполненные сканной техникой. Таким образом изготавливались кубки, вазы, подносы, ларцы и коробки, а также различные украшения - изображения зверей и птиц, архитектурные формы. Объемная филигрань изготавливается по частям, а затем монтируется в единую композицию.
Технику филиграни в России использовали очень широко. Ею украшали церковную утварь, оклады икон, священные книги. Декорировали оружие и мебель. Дорогие сафьяновые сапожки тоже расшивали филигранью. Чтобы удовлетворить потребность в проволоке для филиграни, существовали даже специальные мастерские, которые занимались исключительно волочением.
В 1917 году искусство изготовления филиграни заглохло, но в двадцатых годах ХХ столетия его начали возрождать, ведь русская филигрань была знаменита на весь мир, фактически являясь визитной карточкой всего русского ювелирного искусства.
В 1937 году работы мастеров из села Красное были представлены на всемирной выставке в Париже, а в 1939 году - в Нью-Йорке. На парижской выставке красносельской филиграни была присуждена золотая медаль. Вслед за мастерами из Красного села филигранью занялись в селе Казачково (Вачский район Нижегородской области).
В 90-е годы искусство филиграни вновь пришло в упадок. Ведь филигрань требует медленного, вдумчивого подхода, настоящая филигрань изготавливается только вручную - на все 100%. Такое нежное искусство не выносит никаких революционных потрясений. Но не так давно вновь началось возрождение древнего искусства русской филиграни. В 2008 году в Казачково прошел областной фестиваль «Серебряная россыпь филиграни» - в рамках программы «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2007-2011 годах». Хочется надеяться, что русская филигрань не станет лишь музейным экспонатом, а останется живым, развивающимся мастерством.
София ВАРГАН