То, что часто называют фраком, правильнее будет назвать вечерним или нарядным фраком. Эти предметы одежды отличаются тем, что вечерний фрак – это двубортная модель с острыми фалдами и шелковыми отворотами, а дневной фрак – это однобортная модель с лацканами из той же ткани, что и сам фрак, а его фалды постепенно сужаются.
Вечерний фрак отличается еще и тем, что он должен плотно прилегать к туловищу, хотя скроен так, что его нельзя застегнуть. Этого можно добиться только при условии, что он идеально повторяет контуры тела. Хороший фрак, готовый или сшитый на заказ, очень украшает того, кто его носит. Этот предмет одежды может любого превратить в Адониса, как утверждает историк моды Николас Антонджванни, будь он маленьким или долговязым, толстым или тощим, потому что этот фасон подчеркивает любые потенциальные достоинства, одновременно скрывая любые недостатки.
Верх
Фрак добавляет внушительности фигуре мужчины небольшого роста благодаря своей способности визуально поднимать линию талии. Как любой пиджак, сшитый на заказ, фрак обычно имеет линию талии, совпадающую с естественной линией талии того, кто его носит, но в отличие от других пиджаков его полы (и, соответственно, белый жилет) заканчиваются чуть выше талии. И поскольку линия между белым жилетом и черными брюками визуально разбивает фигуру на две вертикальные половины, эта плавно поднимающаяся линия создает ощущение более длинных ног.
На спинке и фалдах фрака не должно быть никаких складок. Воротник фрака должен сидеть плотно по шее и подниматься ровно настолько, чтобы закрыть запонку воротника и ленту галстука-бабочки, и в то же время значительное количество белой ткани должно оставаться на виду.
Рукава
Как и воротник, рукава должны быть достаточно короткими, чтобы чуть-чуть обнажать белые манжеты рубашки. Рукава фрака достаточно узкие, традиционно имеющие ширину, позволяющую втиснуться в них манжетам рубашки.
Фалды (полы) и лацканы
Центральная шлица, доходящая до линии талии, делит «юбку» фрака на две фалды или полы. Фалды обычно доходят до колена, они прямые и слегка закругляются внизу.
С начала 20 века остроконечные лацканы считаются традиционными. Их диагональные линии создают впечатление сильного V-образного торса. Среди винтажных фраков можно встретить и фраки с воротником-шалью, а некоторые современные дизайнеры украшают ультра-официальные фраки современными неформальными тупыми лацканами. Однако от фрака с воротником-шалью или с тупыми лацканами лучше воздержаться.
Ткань
Черный цвет является обычным для вечерней одежды с 1850-х годов, а темно-синий стал его прекрасной альтернативой в 1920-х годах. Типичная ткань для фрака – это камвольная шерсть, например, баратея. Мохер и шерстяные смесовые ткани стали приемлемой альтернативой с конца 1950-х годов.
Отделка лацканов
Лучшие отвороты лацканов делаются из чистого шелка, а менее дорогие шьют из ткани, которая содержит синтетические добавки. Шелк может быть как гладким атласным, так и иметь тонкий рубчик. Левый лацкан фрака должен иметь рабочую петлицу для бутоньерки. Качественный фрак также имеет держатель для стебля на обратной стороне лацкана. Обычно это очень маленький узелок, который держит стебель цветка, чтобы он не выпал из петлицы во время танцев или ужина.
Пуговицы
Поскольку двубортный вечерний фрак не застегивался с 1820-х годов, два ряда пуговиц на нем стали выполнять чисто декоративную роль. В каждом диагональном ряду – по три пуговицы, а расстояние между ними зависит от фасона. Пуговицы на рукавах также служат для украшения: их должно быть четыре, расположенных близко друг к другу, первая из которых находится приблизительно на 1,5 смвыше края рукава. Сзади на линии талии находятся еще две пуговицы, как напоминание о тех временах, когда фалды фрака для удобства поднимали и пристегивали при верховой езде.
Карманы
Согласно этикету середины 19 века, в карманах нужно было носить как можно меньше предметов, а парадный фрак должен был шиться вовсе без карманов. Причиной этого было то, что наполненные карманы портили грациозный силуэт наряда. Поэтому на фраке вы никогда не увидите боковых карманов, а нагрудный карман, появившийся в эдвардианскую эпоху, обычно держали пустым.
Отсутствие карманов представляло дилемму для джентльменов 19 века, которые должны были во время обеда снимать перчатки, которые в остальное время нужно было носить. Некоторые фраки имели потайные карманы во внутренних складках фалд фрака, и их по сей день можно встретить в лучших фраках.
Парадные брюки
Парадные брюки шились из той же ткани, что и фрак. Поскольку очень важно, чтобы они сидели чуть выше, чем заканчивается передняя часть фрака, они шились с завышенной линией талии. И поскольку не менее важно, чтобы они оставались на месте в течение вечера бальных танцев, они держались на подтяжках. До 1920-х годов брюки шились без защипов, а после Первой мировой войны пришла мода на более мешковатые фасоны, и тогда стали популярны брюки с защипами.
Важной характеристикой официального стиля одежды является украшение застежек. Это и покрытые шелком пуговицы фрака, и декоративные запонки на парадной рубашке, и бейка, закрывающая наружные швы парадных брюк. Бейка – либо атласная, либо в рубчик, в зависимости от ткани лацканов, и состоит либо из одной широкой полоски, либо из двух узких полосок ткани.
Благородный минимализм вечернего костюма поддерживается тем, что боковые карманы вшиваются в боковые швы брюк, что делает их незаметными. Наконец, штанины парадных брюк всегда шьются без манжет, которые считаются характеристикой повседневного стиля.