Первая любовь… Одно из самых нежных воспоминаний, или одно из самых болезненных - это как кому повезло. Первая любовь у каждого своя. Кто-то любил мальчика из параллельного класса, кто-то - девочку, сидевшую на соседней парте, а кто-то и вовсе - плюшевого медвежонка. Это тоже - как кому повезло. Первая любовь - это обычно вспышка, озарение, мучительно-сладкое чувство, сопровождающееся внезапно обретенным ощущением свободы. Чаще всего первая любовь не длится долго, она - как жаркое пламя, вспыхнувшее на кончике спички. Раз - горит, вытягиваясь ярким огоньком, и - через несколько секунд гаснет, оставляя лишь скрючившуюся прогоревшую до угольной черноты палочку.
Особенности первой любви тесно связаны с взрослением человека. Первый шок, который переживает человек в своей жизни, связан с рождением, когда из привычного уже и безопасного уюта материнской утробы он внезапно перемещается в мир и должен вести самостоятельную, отдельную от матери жизнь. И все же она еще не совсем самостоятельна. Да, малыш сам дышит, ест и т.д., но он очень зависим от родителей как в физическом, так и в психологическом плане. Но вот наступает следующий этап - тот самый период взросления, когда зависимость от родителей становится уже не такой сильной, и человек впервые начинает осознавать свою самостоятельность и самодостаточность. И это - тоже шок, не меньший, чем шок рождения.
Шок рождения смягчается постоянным контактом с матерью: мать берет младенца на руки, кормит его, касается при пеленании и укачивании. Шок взросления смягчается первой любовью - она является тем «заменителем», который необходим, чтобы осознать свою наступающую самодостаточность и окончательное отделение от родителей.
До наступления периода взросления ребенок считает себя неотъемлемой частью комплекта «папа-мама-я». Становясь подростком, он понимает, что «папа-мама» - это, конечно, близко и рядом, но - отдельный «комплекс», а вот «я» - это совсем другое. И, конечно, одинокость «я» смущает и пугает. Хочется, чтобы это было «я» и… кто? Кто-то должен быть дополнением, уравновешивающим одиночество. И подросток, оглядываясь вокруг, начинает лихорадочно искать точку приложения любви, человека, который сможет дополнить его одинокое «я».
Комплекту «я и еще кто-то» не страшен окружающий мир, уже не так одиноко и холодно - в точности по тому принципу, по которому не замерзают два индейца под одним одеялом. Наличие дополняющего фактора «еще кто-то» позволяет избавиться от состояния тревожности, которое является неизменным спутником одиночества, особенно когда речь идет о подростковом одиночестве. Фактически одиночество толкает подростка на поиски первой любви, своеобразным образом программирует его на это чувство. С одной стороны это - природная запрограммированность на продолжение рода, с другой - базовая потребность в выживании (а инстинкт буквально кричит, что одному выжить невозможно, требуется пара, и эта пара должна быть противоположного пола).
Если добавить ко всему вышеперечисленному разнообразные примеры, которые с детства наблюдаются в жизни, литературу (начиная от «Ромео и Джульетта» и заканчивая современными любовными романами), то мы обнаружим в каждом подростке взрывоопасную смесь, готовую излиться на подходящий объект – чувство любви, которое только и ждет своего приложения. Стоит только появиться объекту, соответствующему внутреннему «идеалу», и первая любовь вспыхивает ярким пламенем.
Чаще всего оказывается, что первая любовь направлена вовсе не на подходящий со всех точек зрения объект. Подросток выбирает лишь самые значимые признаки, которые бросаются в глаза (к примеру, юная девушка может влюбиться исключительно потому, что ее «идеал» обладает мужественной внешностью, а юноша будет испытывать пламенное чувство к хрупкой фее). Именно поэтому первая любовь обычно недолговечна и редко переходит в прочные и долговременные отношения - во время общения влюбленных в конце концов выясняется, что те бросающиеся в глаза признаки, которые и послужили причиной выбора, на самом-то деле отнюдь не определяющи. В каких-то случаях избраннику не хватает интеллекта, в других - недостает желания идти на компромисс и т.д. И отношения, начавшиеся столь бурно и романтично, постепенно сходят на нет.
Родителям, чьи дети вошли в возраст первой любви, рекомендуется не препятствовать этому чувству, даже если очевидно, что оно направлено отнюдь не на «подходящий» объект. Ведь препятствия только подгревают решимость («Мы будем вместе, что бы и кто бы ни говорил!») и заставляют следовать выбранной линии поведения. Если бы не препятствия в любви, история Ромео и Джульетты не имела бы столь трагического окончания - в конце концов молодые люди сами бы охладели друг к другу, поняв, что они являются неподходящей парой. Но были препятствия - и первая любовь, вместо того, чтобы спокойно угаснуть, оставив после себя приятные воспоминания, закончилась трагедией. Это, конечно, обогатило мировую литературу, но вряд ли кто из родителей захочет, чтобы их дети стали причиной появления подобного шедевра, как «Ромео и Джульетта».
Несмотря на скоротечность первой любви, ее нельзя назвать бесполезным и нерациональным чувством. Это - необходимый шаг на дороге взросления, восстановление психологического равновесия, примирение с «чуждым» и незнакомым миром. Первая любовь - это истинное начало самостоятельной жизни, и чем более светлой она будет, чем более теплые воспоминания о ней останутся - тем более радостной будет жизнь человека в дальнейшем.
София ВАРГАН