Было бы большим заблуждением считать, что мода действительно правит миром, как это любят утверждать всевозможные глянцевые журналы. Ничего подобного: параллельно всеми признанной моде на протяжении нескольких десятков лет развивается направление, которое принято называть антимодой или антистилем. Это своеобразная форма протеста от навязываемых эстетических стандартов, но она постоянно балансирует на грани превращения в очередное модное понятие.
Антимода была вызвана к жизни молодежными субкультурами, первые из которых начали появляться в шестидесятые годы прошлого века, и первопроходцами на этом поприще, безусловно, оказались студенты-хиппи. Некоторые исследователи истории мировой антимоды убеждены в том, что зачатки этой тенденции возникли гораздо раньше - еще в двадцатые годы XX столетия, когда в аристократическом обществе появились первые флапперы. Так называли людей, не боявшихся мыслить нестандартно и всем своим видом показывать, что им глубоко наплевать на сложившиеся веками социальные традиции и стандарты.
Неформатные концепции
Концепцию антимоды условно можно выразить в лозунгах «Мы не такие, как все!» или «Мы можем себе позволить выглядеть иначе, чем остальные!». Так поступали, например, панки, возводившие в эпатажную степень гламурный стиль, или скинхеды, взявшие за основу своей униформы рабочий покрой одежды. Антимода рождается стихийно, сама по себе, ее никто специально не разрабатывает и не просчитывает гармоничность образов. И срок «жизни» у антимодных вещей гораздо дольше, чем у тех, которые принято считать модными: если модная вещь часто носится всего один сезон, то антимодная может быть актуальной на протяжении нескольких лет.
Мода и антимода со временем превратились в некое подобие разнополярных и одновременно единых начал - своеобразное олицетворение единства и борьбы противоположностей. Именитые кутюрье уже давно не считают зазорным копировать уличные тренды и обыгрывать их в своих статусных коллекциях. Антимодная философия часто задавала тон эстетическим поискам Ива Сен-Лорана, Вивьен Вествуд, Жан-Поля Готье, Кензо Такада и многих других мэтров высокой моды.
Пожалуй, самое яркое отражение антимода нашла в субкультуре фриков - это слово переводится с английского как «странный человек», иногда даже как «инвалид» или «урод». Типичные фрики - Мэрилин Мэнсон и Гоген Солнцев. Они одеваются вычурно и даже вызывающе, и примерно так же себя ведут. Они могут делать себе устрашающий пирсинг, просовывая сквозь отверстия в ноздрях или губах массивные аксессуары, могут разгуливать по улицам в одном нижнем белье или вовсе без него, демонстрируя окружающим замысловатые и многоцветные татуировки , и так далее.
Ключевые моменты
Для того чтобы прослыть «антимодником», вовсе не обязательно продумывать какие-то детали стиля. Но некоторые свои ключевые моменты в антимоде все же есть. В частности, любители прослыть оригиналами охотно носят вместо брэндовой одежды майки и кепки с различных промо-акций. Такие наряды даже как наряды не воспринимаются, поскольку всем понятно, что это всего лишь реклама конкретной торговой марки. Но «антимодников» причастность к рекламе волнует меньше всего. Для них главное - выделиться из толпы.
Аксессуары они используют по принципу «чем больше - тем лучше», причем это относится и к размеру, и к количеству одновременно. «Антимодники» не боятся применять в качестве аксессуаров предметы, которые ими изначально не являются. Тут можно вспомнить певицу Леди Гага и ее прическу с волосами, накрученными на банки из-под пива.
Из косметики и парфюмерии поклонники антимоды выбирают только самые дешевые средства: их ведь мало заботит то, как лежит тушь на ресницах или насколько способна увлажнять губы помада. Они просто разрисовывают лица до такой степени, что гримерам, занятым на съемках «ужастиков», остается только завистливо вздыхать.
Перечислять антимодные особенности можно бесконечно, только все же, пожалуй, не стоит увлекаться этим течением слишком серьезно. Не зря же еще классик писал, что «в человеке все должно быть прекрасно - и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Светлана Усанкова