В 1870 году звание почетного гражданина города Риги было присвоено купцу Матвею Сидоровичу Кузнецову. Он был представителем династии, которая смогла вывести фарфоровое дело не только Лифляндии, но и всей России на новый уровень. Неслучайно кузнецовский фарфор и в настоящее время считается символом вкуса и безупречного качества.
От отца к сыну
«Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», существовавшее в конце XIX - начале XX веков, объединяло фарфоровые заводы в Дулево, Новгороде, Вербилках, Риге и было ведущим российским производителем недорогого, но очень качественного фарфора. Основателем семейного дела был Яков Васильевич Кузнецов - обычный деревенский кузнец. Профессия эта для того времени была довольно прибыльной - крестьяне часто обращались, чтобы подковать коня, купить земледельческий инструмент или ось к телеге.
Правда, когда Яков начал строить фарфоровый заводик в родном селе Гжель, пошли слухи, что он убил и ограбил богатого купца-постояльца. Была ли это обычная зависть или же подобные предположения имели основание - неизвестно. Факт остается фактом - кустарное производство работало довольно успешно, и вскоре перешло по наследству к сыну Якова Кузнецова - Терентию.
В 1832 году сын расширил дело отца, построив еще один завод - в селе Дулево Владимирской губернии. А заодно купил фарфоровое производство в соседнем селе Сафроново, причем дело поставил на широкую ногу, выделив живописную мастерскую, сортировочный цех и склад. Позже бразды правления принял сын Терентия Сидор, который, ко всему прочему, основал фарфоровый завод в Риге. Наконец, окончательно закрепить позиции своего производства на рынке удалось еще одному наследнику династии Кузнецовых, Матвею.
Менеджмент XIX века
Матвей поставил перед собой цель - добиться монополии на российском рынке. Достигнуть ее удалось не с последнюю очередь благодаря, если говорить современным языком, методам менеджмента и маркетинга, о которых Кузнецов, конечно, не знал, но интуитивно применял их в руководстве предприятиями.
Первым шагом к заветной мечте стала покупка фарфорового завода Ауэрбаха, которых находился в Тверской губернии и считался одним из лучших в стране. Техническое перевооружение, реконструкция, установка паровых котлов, расширение числа рабочих - такими были первые шаги Матвея на новом предприятии. Аналогично промышленник вкладывает деньги в покупку других заводов - и очень скоро его империя расширилась до восемнадцати предприятий.
Одно из них - завод Гарднера, лучшее фарфоровое производство в России. Покупка его далась Кузнецову нелегко - ходили слухи, что он «приложил руку» к тому, чтобы знаменитый и очень успешный завод вдруг оказался на грани разорения. Как бы то ни было, сделка была совершена, и именитое производство, а также его модели, образцы и, что самое главное, торговая марка, оказались в руках Матвея Кузнецова. В 1889 году было организовано «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», имевшее правление в Москве.
Матвей Сидорович, несомненно, был очень талантливым предпринимателем, постоянно стремившимся к усовершенствованию производства. Так, для своих заводов он приобретает французские автоматы для формовки чашек, налаживает новое производство переводных рисунков, оплачивает обучение своих мастеров в Строгановском училище, приглашает для работы знаменитых живописцев - например, над росписью блюдца по мотивам «Садко» трудился Михаил Врубель.
Следующие несколько лет стали для «Товарищества» движением исключительно вверх. Монополия на российском рынке, торговля в Персии, на Балканах и в Турции (специально для этого рынка выпускалась посуда с восточным орнаментом), Золотые медали на выставках в Париже и Льеже и, наконец, вершина успеха - в 1892 году «Товарищество» получает звание «Поставщика императорского двора», а Матвей Кузнецов - ордена святой Анны, Владимира и Станислава, орден французского Кавалерийского креста и Почетного легиона.
Секрет кузнецовского фарфора
Роспись на посуде и предметах интерьера, изготовленных на заводах Кузнецовых, довольно узнаваема. Обычно это крупные рисунки или небольшие цветочки - стиль, который иногда называли «трактирным» за его броскость, яркость, напоминающую декоративные игрушки. И все-таки особенно ценились эти изделия за уникальные качества фарфора. Ходили даже слухи, что кузнецовская посуда может распознавать яд - впрочем, не исключено, что источником их был сам хозяин.
Загадкой долгое время оставалась и надежность фарфора, который по крепости не уступал керамике - при этом был намного изящнее и отличался необыкновенной белизной. Этот секрет был раскрыт лишь в 1969 году, когда в подвалах предприятий обнаружили керамический состав. Оказалось, что перед обжигом его долго хранили при особом режиме температуры и влажности, в результате чего глина становилась очень пластичной. Кроме того, в производстве использовали лишь торф, собранный до двадцатого июля - в противном случае он мог не успеть дойти до нужных «кондиций». Ну и, конечно, говоря о качестве кузнецовского фарфора, нельзя не отдать должное мастерам, которые трудились над его производством.
Крах империи
Матвей Сидорович Кузнецов умер в 1911 году, его потомки после революции лишились всех своих фабрик, кроме рижской, которую и возглавляли до 1940 года. На остальных предприятиях, принадлежавших государству, продолжала выпускаться фарфоровая посуда, однако ее качество было совсем иным. В настоящее время она ценится на антикварном рынке лишь потому, что в создании предметов обихода зачастую участвовали знаменитые художники - Малевич, Кустодиев, Петров-Водкин. Цена же за кузнецовский фарфор производства конца XIX-начала XX века достигает двух-трех тысяч долларов за чайную пару. Когда в Прибалтику пришла Советская власть, один из потомков Матвея Кузнецова уехал на Запад, второй пропал без вести на Колыме.
В настоящее время на использование торговой марки «кузнецовский фарфор» претендуют три предприятия, которые когда-то входили в «Товарищество Кузнецова» - это «Дулевский завод», «Фарфор Вербилок» и "Фабрика И.Е. Кузнецова на Волхове". Удастся ли им завоевать славу и признание своего предшественника - зависит не только от искусства мастеров, но и от желания и умения руководства расширять и развивать фарфоровое производство.
Дарья Цветкова