Императорский фарфор: эпоха империи

11 Сентября 2011

Императорский фарфорВ современной России осталось не так уж и много предметов, датирующихся еще дореволюционными страницами истории. И так сложилось, что в наиболее значительных своих проявлениях они сохранились в двух столицах, Москве и Санкт-Петербурге. Сохранилось, несмотря на всевозможные сложности и катаклизмы, такое явление прикладной российской культуры, как императорский фарфор. Производство императорского фарфора напрямую связано с Императорским фарфоровым заводом, в наши дни расположенным в городской черте Санкт-Петербурга и продолжающим свою работу.

Не во всем же Петру I быть новатором

ПИмператорский фарфор: эпоха империиопулярным является мнение, что император Петр I приложил руку едва ли не ко всем новшествам, имеющим место в российской жизни. Однако что касается императорского фарфора, здесь пальму первенства следует отдать дочери прославленного реформатора, императрице Елизавете Петровне. Именно она поручила своим дипломатам отыскать в Европе мастера, который бы построил в России завод по производству фарфора - фарфор в XVIII веке был признаком богатства и утонченности любого монаршего двора Старого Света. Первоначально в Швеции был найден мастер по фамилии Гунгер, который согласился на условия и в 1744 году начал производство фарфоровых изделий на специально созданном для этого заводе. Но его изделия оказались низкого качества, пришлось русским ученым и мастерам улучшать состав фарфоровой смеси, чтобы получить изделие, близкое по характеристикам к оригинальному китайскому фарфору. Эти фарфоровые произведения использовались для нужд императорского двора и дипломатических подарков, но по-настоящему расцвело производство фарфора в России при Екатерине II.

С 1765 года фарфоровая мануфактура была преобразована в Императорский фарфоровый завод, при этом значительное влияние на саму концепцию русского фарфора оказал французский скульптор Рашет, ставший модельмейстером завода. Конец ХVIII века стал временем расцвета русского фарфора, несшего в себе значительные черты французского классицизма. Особую репутацию Императорскому заводу составили заказанные Екатериной II сервизные ансамбли («Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский»), насчитывавшие до тысячи предметов. К 1787 году завод состоял из пяти частей:

  • машинный отдел, где обрабатывали сырье;
  • модельмейстерская палата (токарное, резное и скульптурное отделения);
  • горновая палата (обжиг, глазурование, изготовление капсюлей);
  • живописная палата;
  • лаборатория, где готовили краски и стояли муфельные печи для обжига уже готовых расписанных изделий.

К моменту воцарения Павла I штат Императорского фарфорового завода доходил до 200 человек; за год в это время выпускали около 38 000 предметов. Сам Павел обеспечил завод крупными заказами, бывал здесь сам и с удовольствием показывал его своим высоким гостям. Сервизы, изготовленные в тот период, были рассчитаны на узкий круг приближенных лиц и не отличаются прежней пышностью. Именно тогда вошли в моду сервизы на 2 персоны, «дежене», а управление заводом было доверено князю Юсупову, признанному знатоку и ценителю искусства.

Александро-николаевский стиль

Императорский фарфор: эпоха империиТак распорядилась судьба, что все последующие за Павлом I российские самодержцы носили либо имя Александр, либо имя Николай. Получается, что имеются все основания, чтобы присвоить императорскому фарфору XIX - начала XX веков неофициальное название «александро-николаевского» стиля. При Александре I во главе завода стоял Гурьев, который начал настоящую реорганизация предприятия. У Гурьева хватило ума доверить это настоящему профессионалу - профессору технологии Женевского университета Гаттенбергеру. Да и для привлечения лучших отечественных и иностранных мастеров Гурьев не жалел средств. Заведовать скульптурной палатой назначили профессора Академии художеств Пименова. В результате, начиная с этого времени до конца семидесятых годов ХIХ века особое место в продукции завода занимали вазы. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов, живопись была в основном видовой и батальной, а дворцовые сервизы отошли на второй план. Императорский фарфор при Николае I отличался виртуозной живописью. На вазах воспроизводились полотна старых мастеров, в основном из коллекции Эрмитажа. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах. В 1844 году, к столетнему юбилею Императорского фарфорового завода, здесь основали музей, пополненный вещами из запасников Зимнего дворца. Были построены лазарет, аптека, богадельня, созданы бронзовое заведение, гончарная мастерская, открыты отечественная школа мастеров-художников по фарфору и училище для детей работников завода.

В отличие от своих предшественников, Александр II личного интереса к заводу не проявлял. В семидесятые годы производство фарфора сократилось, сохранялись лишь праздничные подношения ко двору. Размеры фарфоровых изделий были уменьшены, отделка и декорирование стали гораздо скромнее. Существенно уменьшилось количество заказов от императорского двора. Настоящим спасителем императорского фарфора выступил Александр III, который отдавал личное предпочтение китайским и японским вазам, терракоте, цветным глазурям и тому подобным произведениям. По Положению, утвержденному в 1890 году, Императорский фарфоровый и Императорский стеклянный заводы объединялись под общим руководством. Заводские мастера отправлялись в командировки на лучшие фарфоровые и стекольные заводы Европы.

В восьмидесятые годы позапрошлого века на заводе были установлены новые машины и станки, горны новейшей конструкции и другие технические другие новшества, позволившие значительно поднять уровень производства. На этой базе при Николае II завод достиг почти идеального технического и технологического состояния. Но Первая Мировая война изменила профиль производства на Императорском фарфоровом заводе из-за прекратившихся поставок из Германии технического и химического фарфора, необходимого для военных, медицинских и промышленных нужд. К трем сортам выделываемой на заводе фарфоровой массы добавились еще четыре, которые шли на изготовление изделий технического назначения. Естественно, что выпуск художественного фарфора сократился до минимума. Императорский фарфоровый завод продолжил свое существование и после 1917 года, но это был уже другой завод и совсем другой, не императорский, фарфор.

Александр Бабицкий