Сервизы из фарфора: сокровища из морских глубин

02 Октября 2012

сервизы из фарфораКитайский фарфор, изготовленный приблизительно в 1816 году, был выставлен на продажу на аукционе Кристи в Амстердаме по цене, которую можно было бы заплатить за современные обеденные сервизы от Worcester, Derby или Wedgwood. На первый взгляд этот фарфор напоминает что-то вроде того, что верхушка общества включает в списки свадебных подарков, которые покупают в таких шикарных магазинах как Harrods, Thomas Goode's, или General Trading Company.

Когда речь идет о современном фарфоре, можно легко заменить разбитую обеденную тарелку или супницу, если фабрика продолжает выпускать посуду того же дизайна. Во многих случаях существуют сотни экземпляров одной и той же вазы, блюдца или супницы. Но когда торговля окончена, продукция расходится по всему миру, и если вам понадобится заменить разбитый предмет, найти его будет не так легко.

Фарфор с затонувшего корабля в 1817 году

В случае с посудой, выставленной на аукцион Кристи, это было совсем не просто, так как они выставили на продажу двадцать четыре тысячи фарфоровых и керамических предметов, поднятых с корабля, затонувшего в Малаккском проливе 4 марта 1817 года. Судно было обнаружено в декабре 1993 года, а его груз поднят из моря в 1994 году.

Сервизы, состоящие из десяти сине-белых кофейных чашек с блюдцами, украшенных рисунками птиц, оценивались от пятисот до тысячи фунтов стерлингов. Их было огромное количество. Сервизы, состоящие из шести десертных тарелок того же дизайна, оценивались от трехсот до шестисот фунтов стерлингов, но тарелок сохранилось меньше. Пары сине-белых тарелок, на которых был нарисован мост, ива, пагода и лодка на воде, оценивалась от тысячи до двух. Корзинки для фруктов с ажурными стенками и подходящие к ним по рисунку подставки оценивались в ту же сумму, а большие супницы, выставленные на продажу парами, дополненные крышками и подходящими подставками, рассчитывали продать за цену от двух до трех с половиной тысяч фунтов.

сервизы из фарфорасервизы из фарфора

Те, кому нравятся обеды в восточном стиле, могли приобрести набор из двадцати четырех сине-белых мисок с драконами за цену в диапазоне от двухсот пятидесяти до трехсот пятидесяти фунтов. Таких ваз в наличии было множество, и западный рынок отнесся к ним не очень благосклонно. Набор из тридцати двух сине-белых мисок и подходящих к ним блюдец, украшенных звездами с исходящими от них лучами, оценивался от тысячи до двух тысяч, а набор из двадцати четырех предметов – от пятисот до тысячи фунтов.

Первый «фарфоровый» аукцион

Это был не первый случай, когда на аукционах Кристи был выставлен фарфор с затонувших кораблей. Впервые это произошло с грузом китайского судна, затонувшего в 1640-х годах с двадцатью пятью тысячами предметов времен династии Минь на борту. Их поднял из воды австралийский капитан Майкл Хатчер. Кристи испугались, что рынок будет переполнен, и распродавали фарфор за четыре аукциона в течение двух лет, между 1983 и 1985 годами. Только потом стало понятно, что подводная история сама по себе была очень романтической, и что коллекционеры готовы платить дорого.

сервизы из фарфорасервизы из фарфора

В следующем году Хатчер обнаружил корабль, затонувший в 1751 году, на его борту было сто пятьдесят тысяч фарфоровых предметов и сто двадцать шесть золотых слитков. К середине восемнадцатого века китайцы уже производили фарфоровые сервизы специально для европейского рынка. Именно такая продукция и находилась на борту корабля. Мысль о том, что можно есть из посуды Галантного Века, будоражила умы публики, и после массовой кампании на телевидении и в прессе фарфор, который рассчитывали продать за миллион фунтов стерлингов, продали за десять миллионов.

В 1992 году вьетнамское правительство поручило аукциону Кристи продать двадцать восемь тысяч предметов из фарфора, которые были подняты с азиатского торгового судна, затонувшего около 1690 года. Поскольку Кристи торговали от имени Вьетнама, то торговое эмбарго США теоретически означало, что американцы не могли там ничего покупать. Но многие из них покупали, в основном через дилеров. Кристи снова рассчитывали получить около одного миллиона фунтов стерлингов, но получили четыре с половиной миллиона.

сервизы из фарфора

В следующий раз груз был поднят с корабля «Диана», британского судна, проходившего между Индией и Китаем. Его обнаружили в территориальных водах Малайзии, и фарфор был выставлен на торги правительством этой страны. Корабль принадлежал торговому дому Palmer & Co из Калькутты.

«Диана»

В 1817 году экономика Британии все еще восстанавливалась после двух десятилетий войны с Францией, и британские торговцы занялись новой, незаконной торговлей. Большую часть восемнадцатого века они платили за китайский фарфор серебром. Во время войны серебро было недоступно, и они обнаружили, что, если они нелегально будут поставлять опиум из Индии в Китай, они смогут купить весь фарфор, который захотят. Этим и занималась «Диана».

В Кантоне с нее был выгружен нелегальный груз, затем она начала свой путь обратно в Индию и 4 марта 1817 года остановилась в Малакке, чтобы запастись дровами и продуктами. Из записей известно даже, что капитан, Александр Лиелл, страдал от дизентерии и посетил врача, который ничем не смог ему помочь. Он умер в ту ночь, когда корабль врезался в скалу.

сервизы из фарфора

Обнаружить местоположение «Дианы» само по себе было приключением, увенчавшим десятилетние целенаправленные поиски дайвера-любителя по имени Дориан Болл. Сначала он приехал в Сингапур в 1979 году в качестве компьютерного аналитика, женился на женщине, которая была местным менеджером по рекламе журнала Ридерз Дайджест, а затем нашел себе работу, ныряя вместе с Майклом Хатчером.

Важной частью этой игры было исследование исторических корабельных записей, и Болл в 1983 году провел немало времени в Индийской библиотеке в Лондоне, когда впервые наткнулся на записи о «Диане». В свои данные он занес две тысячи затонувших кораблей, но когда они с женой решили попробовать осуществить проект по спасению затонувшего груза самостоятельно, они остановились именно на «Диане» по причинам, связанным с законом. Тогда шли споры о том, кому принадлежали грузы, поднятые с кораблей, а «Диана» обладала тем преимуществом, что находилась в территориальных водах, и было ясно, что груз принадлежит Малайзии.

сервизы из фарфора

Пару лет понадобилось Боллу на получение от правительства Малайзии лицензии на поиски затонувшего корабля. Затем начались изнурительные поиски. Боллы собирали деньги у инвесторов и вкладывали в поиски много собственных средств. Не раз казалось, что у них закончились все деньги, прежде чем затонувшее судно было найдено. «Диана» находилась глубоко под грязной водой. Когда Дориан Болл нырнул, ориентируясь на аномальную магнитную вспышку, и, наконец, наткнулся на стопку тарелок, он ничего не видел на расстоянии тридцати сантиметров от себя.

В последующие месяцы груз с корабля стал предметом пристального интереса со стороны морской археологии. Водолазы ныряли под воду с телекамерами и фонарями на шлемах. Местонахождение каждого обнаруженного предмета скрупулезно фиксировалось. Из малазийских музеев выслали сотрудников, чтобы они следили за ходом проекта. Поднятие груза записывали на видео, а Болл описал его в своей книге.

сервизы из фарфора

Находки можно было разделить на три большие категории: фарфор в европейском стиле, предназначенный для еды; чаши и блюда, ориентированные на южно-азиатский рынок; керамические игрушки в виде животных и птиц, предназначенные для английских детей, живших в Индии. Фарфор в европейском стиле был не особенно высокого качества, было ясно, что его планировали использовать в самой Индии. Исключение составляла большая группа тарелок, покрытых эмалью с изображением герба знаменитой Ост-Индской компании. Эти тарелки были бы великолепны, если бы морская воды не повредила эмаль.

сервизы из фарфора

К началу девятнадцаиого века европейский спрос на китайский фарфор пошел на убыль после целого столетия популярности. На место китайского фарфора пришла дешевая стаффордширская посуда. Однако спрос на него возрастал со стороны Соединенных Штатов, которые только начали возить фарфор прямо из Китая, получив независимость от Англии в 1783 году. На корабле «Диана» в числе прочего фарфора был как раз ранний американский импорт, который коллекционеры впоследствии назвали «Американа».

сервизы из фарфора

Основная ставка на аукционе делалась на чашки и блюдца, предназначенные для юго-восточной Азии. Этот тип фарфора редко можно было встретить на Западе, но в будущем там его станет значительно больше. Керамические игрушки – еще более редкое явление. Эти грубовато вылепленные и глазурованные петушки, утки, попугаи и щенки раньше не появлялись на западном рынке, хотя там были хорошо известны дорогие фарфоровые версии. Если между Китаем и Индией когда-либо и велась регулярная торговля такими игрушками, то все остальные, должно быть, просто разбились.