Вот уже многие столетия особенную изысканность праздничному столу придают именно сервизы из фарфора. Сервизы, как и сам фарфор, пришли в Европу из Азии. Культурные и исторические корни этих комплектов посуды уходят своими корнями в тайны китайского фарфорового производства и японских чайных церемоний.
Что такое сервиз и когда он появился?
Под словом «сервиз» понимается набор чайной, кофейной и столовой посуды. Все сервизы, кроме «солитера», рассчитаны на парное количество трапезничающих. «Солитер» – чайный или кофейный прибор для одного человека. Могут быть также комплекты на две персоны («тет-а-тет»), на четыре, шесть, двенадцать, двадцать четыре и более. А вот общее количество предметов, особенно в «большом», то есть предназначенном для всех видов трапезы, кофейно-чайно-столовом сервизе , может быть куда большим. В знаменитых «императорских» сервизах, выполненных по заказу того или иного королевского двора, которые хранятся в наши дни в музеях и частных коллекциях, насчитывается порой более тысячи предметов.
Чтобы правильно сервировать стол, необходимо пять тарелок для каждого гостя: тарелка для горячего блюда и вторая, которая подставляется под нее, закусочная тарелка, суповая и пирожковая. Кроме персональной посуды используются салатницы, кабаретницы, менажницы, круглые блюда для мяса, овальные блюда для рыбы, супница, соусники, молочники, чайники, сахарница, солонка и прочая утварь.
Историки затрудняются назвать точную дату появления первого сервиза. Предположительно, первые чайные комплекты появились еще три-четыре века назад в Китае, являющемся родиной и чая, и фарфора. Появление более объемных комплектов, включающих многочисленную утварь, следует относить к шестнадцатому-семнадцатому векам. Каждая знаменитая фарфоровая фабрика имеет свои секреты если не состава фарфора, то росписи своих сервизов, свое клеймо и свою замечательную историю, повествующую об открытиях мастеров и заказах коронованных особ. В Европе долгое время монополистом в области производства сервизов был немецкий город Мейсен. Скрещенные голубые мечи, фирменный знак мейсенсого фарфора, украшает эту замечательную посуду уже около трехсот лет. Многие мейсенские сервизы приравниваются к произведениям искусства и оцениваются так же дорого, как живописные полотна знаменитых мастеров.
Мейсенские сервизы: скульптурный период Кендлера
Мейсен славится тем, что именно ему Европа обязана собственным рецептом фарфора. До этого фарфоровые изделия, в том числе и посуду, привозили из Китая, где за разглашение иностранцам секрета их изготовления любому мастеру грозила смертная казнь, а позже - и из Японии. В тот период, когда мейсенскую мануфактуру возглавлял изобретатель европейского фарфора Фридрих Беттгер, там производились преимущественно бокалы, вазы, кубки, табакерки и чашки с блюдцами. Производство сервизов в Мейсене достигло своего расцвета позднее, когда его возглавил скульптор Иоганн Иоахим Кендлер.
Сервизы Кендлера представляют собой роскошные композиции из тонко смоделированных изделий, отличающихся необыкновенной пластикой. Один из самых знаменитых - «Лебединый сервиз», изготовленный в 1737 году для премьер-министра Брюля, очень влиятельного в то время политика при дворе Августа III, польского короля и саксонского курфюста. В комплекте более двух тысяч предметов, а его образная система подчинена идее текущей воды как символа течения времени, жизненного потока. Роспись лаконична и изысканна, все ручки выполнены в виде лебединых шей. Кроме центрального образа сервиза - изображения лебедя, на посуде угадываются стилизованные струи воды, стебли тростника, рыба и цапля.
Второй прославленный сервиз Кендлера был сделан уже по заказу самого курфюста в качестве свадебного подарка юной девушке по имени София Августа Фредерика фон Анхальт-Цербст-Дорнбург. Прусская принцесса выходила замуж за наследника российского престола Петра Федоровича, поэтому сервиз расписали с использованием герба Российской империи и высшего российского ордена – Андрея Первозванного. Комплект состоял из четырехсот предметов, и в него входили такие забытые сейчас сосуды, как компотьеры – отделанные золотым ажурным орнаментом резервуары для «конфектов» - сушеных или сваренных в сиропе сладостей из ягод и фруктов. София-Августа стала российской императрицей Екатериной Великой и по достоинству оценила мастерство мейсенских скульпторов и художников по фарфору, став впоследствии одной из самых тонких ценительниц фарфоровой посуды и скульптуры.
«Сервиз с зеленой лягушкой»
«Сервиз с зеленой лягушкой», вернее, оставшиеся семьсот семьдесят предметов из девятисот сорока четырех хранятся сегодня в Государственном Эрмитаже. Екатерина II заказывала его для своего «придорожного дворца» в финском местечке с труднопроизносимым названием Кекерекескинен (Лягушачье болото). В связи с этим на каждый предмет сервиза поместили в виде эмблемы Зеленую лягушку в гербовом щитке.
Изготовлением сервиза императрица озаботила русского консула в Англии Александра Бакстера, поручив ему заказать его по английской «королевской форме» у Джозайи Веджвуда.Королевской форма, то есть состав комплекта посуды, назначение предметов и основные принципы его дизайнерского решения, называлась потому, что Веджвуд выполнил по этому образцу сервиз для Георга ІІІ. Мастер модифицировал вариант, разработав некоторые вазочки, мороженицы, креманки и компотьеры специально для «Зеленой лягушки», введя тем самым новую форму, которую стали называть «екатерининской».
Обеденная часть «екатерининской формы» включала шестьсот восемьдесят предметов, а десертная – двести шестьдесят четыре. Каждый предмет был украшен одним или двумя изображениями какого-либо старинного британского замка или аббатства, парка, особняка, узнаваемого ландшафта. Это были виды Англии, с которыми были связаны те или иные исторические события или просто славившиеся своей красотой. Всего получилось более тысячи двухсот видов, ни один из которых на других предметах не повторялся.
«Сервиз с зеленой лягушкой» был настолько великолепен, что перед отправкой в Россию Веджвуд выставил его в Лондоне в Портленд-Хаусе, чтобы продемонстрировать соотечественникам. В России он пережил две эвакуации. Вначале в 1917 году его вывезли в Москву вместе с частью коллекций Эрмитажа. В 1921 все предметы вернулись назад. Второй раз фарфоровое чудо отправилось на Урал, в нынешний Екатеринбург, а в годы Великой отечественной войны – в Свердловск. В этот раз также целым и невредимым сервиз вернулся в Эрмитаж в 1945 году.
«Flora Danica» - ботанический атлас на фарфоре
Сервиз «Флора Дании» - совершенно уникален. Он был изготовлен в 1790 году по заказу Фредерика VI, на тот момент будущего короля Дании. В то время было известно две тысячи шестьсот видов растений, произрастающих на территории этой страны. Это единственный в мире фарфоровый гербарий. На предметы столовой посуды изображения всех растений были перенесены из ботанического атласа, в котором были выгравированы на меди.
Работа продолжалась более шести лет. Детальный перенос изображений с гравюр производился при свечах вручную. Согласно сохранившимся историческим свидетельствам, несколько мастеров потеряли зрение во время этой работы.
Необыкновенный набор посуды «Flora Danica» предназначался в подарок Екатерине Великой, однако императрица не дождалась его, она умерла в 1976 году, когда работа еще не была закончена. Фарфоровый гербарий Датского королевства вошел в историю и вызывает восхищение до сих пор. Сегодня его копии изготавливают на фарфоровом заводе «Роял Копенгаген».
Египетский поход Наполеона
Так называемый «Египетский сервиз» представляет собой ценнейшее произведение искусства, многие его предметы не имеют аналогов, однако он мало кому известен, практически не репродуцировался и мало выставлялся. Сейчас он находится в российском музее «Усадьба Кусково XVIII века». Идея его создания принадлежит барону Виван Денону, участнику Египетского похода императора Наполеона, его личному советнику по культуре. Денон был не только ученым и политиком, но и художником-гравером. В основу эскизов легли его собственные военные зарисовки, сделанные в Египте. Сервиз предназначался в дар императору в дни его славы.
Набор был воплощен в фарфоре Александром Брашаром и Жан-Батистом Ле Пером. Он состоит из модного тогда для комплектов парадной посуды центрального декоративного украшения «сюрту-де-табль», десертной части и набора для завтрака, кофе и чая – «кабаре». Всего ансамбль включает сто тридцать шесть предметов. «Сюрту-де-табль» состоит из тринадцати миниатюрных копий реальных архитектурных памятников Египта. Тематически и композиционно он связан с посудой чашами для фруктов, основания которых представляют собой фигурки египтян, держащих резервуары чаш в вытянутых руках. Поверхность предметов сервировки где частично, а где полностью покрыта позолотой. В декоре используются знаки зодиака, египетские иероглифы, растительные орнаменты, изображения фараонов и священных змей.
Однако судьба обрекла это уникальное изделие на почти полную неизвестность. По распоряжению Наполеона министр иностранных дел Франции Шарль-Морис Талейран включил «Египетский сервиз» в список подарков, и 1808 году он был вручен Александру І в Эрфурте в честь заключения Тильзитского мира между Россией и Францией. Видимо, он напоминал крайне обидчивому Александру унизительные обстоятельства этого дипломатического шага, поскольку сервиз не упоминается в российских придворных хрониках. Впервые после Франции он всплыл в списках экспонатов Государственного Эрмитажа в 1929 году и только в 2010 году после реставрации «Усадьбы Кусково XVIII века» был включен в ее экспозицию и теперь демонстрируется посетителям музея.
Соц-арт и сервизы для товарища Сталина
В СССР все виды искусства были подчинены социалистическому реализму – глобальному эксперименту, сутью которого было подчинение всего мощного художественного потенциала пятнадцати входивших в Союз республик пропаганде марксизма-ленинизма. Безусловно, это была тупиковая ветвь развития, однако даже узость темы не могла заглушить самобытности народных промыслов и обезличить таланты мастеров. Советские предприятия, созданные на основе Императорского фарфорового завода, заводов князя Юсупова, Гарднера, Батенинского и других, продолжали производить сервизы. Только теперь темами росписи стали портреты Ленина, Дзержинского, сцен гражданской войны и трудовых подвигов, а позднее – победа в Великой отечественной войне, полет Гагарина, освоение космоса.
Известно несколько исторических фактов о сервизах Барановского завода. Предприятие стало известно еще в начале девятнадцатого века тем, что недалеко от деревни Барановка, под Житомиром, на берегу реки Случь обнаружилось месторождение каолина. Эта глина имела состав, практически, идентичный китайскому каолину, на основе которого производился тот самый секретный фарфор, рецепт которого китайцы держали в тайне. С тех пор и по сегодняшний день барановские сервизы – популярный в своей сфере бренд.
Сервизы барановского завода поставлялись в Москву для членов Политбюро. Восемь чашек из сервиза, выполненного по личному заказу Сталина, до сих пор хранятся в Кремле.
Во время Великой Отечественной войны продукция барановского завода была «реквизирована» оккупантами и попала в житомирскую ставку Генриха Гиммлера, где по замыслу Гитлера должна была создаваться колония Хегевальд. Прибывший в ставку рейхсфюрер отобедал и попросил перевести надпись на суповой тарелке. Там было написано: «Великий Сталин нас ведет к победе коммунизма!». Один из немецких офицеров, присутствовавших за обедом, писал в воспоминаниях, что Гиммлер так и не смог разбить тарелку: уж слишком хорош был сервиз.
После Второй Мировой войны сервизы, расписанные в народных традициях Гжели, Дулева, Баранова, Вербилок продолжали оставаться желанным предметом коллекционирования, украшением интерьера и отличным памятным подарком. Фарфоровые сервизы сами по себе представляют собой немалую ценность, что же касается тех, которые создавались по заказам выдающихся исторических личностей, то их переоценить невозможно.