В Средние века в Европе китайский фарфор ценился на вес золота, причем в самом прямом смысле: его продавали по весу. Дамы высшего света носили фарфоровые черепки как бусы, на золотой цепочке, а ювелиры вставляли китайский фарфор в красивейшие оправы. Наравне с драгоценными камнями и посудой и оружием из драгоценных металлов, китайский фарфор хранился в сокровищницах королей, монастырей и дворян. Цена на некоторые вещи из китайского фарфора могла превышать цену бриллиантов , настолько сложно было получить столь желанные тонкостенные чашечки или вазочки.
В Древнем Китае для изготовления тонкой, красивой посуды использовали нефрит , однако это было очень трудоемко и дорого. При этом керамическая посуда использовалась больше обычными гражданами, нежели правителями. Кстати, слово «фарфор» на языке фарси означает «императорский», ведь только они могли позволить себе посуду, занимающую столь трудоемкий процесс. Так, для получения одного изделия, необходимо было не меньше 80 человек и специальная печь для обжига, ведь в отличие от обычной глины, обжигаемой при температуре 500-1150 градусов, настоящий фарфор обжигается при 1280.
Кроме того не везде можно добывать как специальную фарфоровую глину (каолин), так и «фарфоровый камень» (горную породу из кварца и слюды). Фарфоровую массу делали из порошка «фарфорового камня», добываемого в провинции Цзянси, и каолина. Получившуюся смесь хранили несколько десятков лет, пока она не приобретала пластичность, и только после этого приступали к производству посуды.
Европейская знать страдала без знаний о фарфоре, которые охранялись в Китае страхом смертной казни. Мастера пытались узнать тайну такого тонкого фарфора, но каолин попал в Европу только в 1520 году, что, впрочем, не помогло европейцам открыть эту тайну. Первый фарфор здесь был получен немецким химиком Бетгером только в 1709 году, но он сильно уступал по качеству китайскому. Также как и японский фарфор, производство которого было освоено в стране Восходящего Солнца около 1500 года. В отличие от китайского, он был намного богаче декорирован (японцы использовали насыщенные цвета и роспись золотом), но гораздо толще.
Китайский фарфор - особенности
Сами же китайцы освоили производство фарфора еще в самом начале эры, и уже к третьему веку вовсю его использовали. При династии Сун (960-1279) производство китайского фарфора достигло высочайшего мастерства и совершенства. К этому времени производство было поставлено «на широкую ногу», и задействовало тысячи людей. Печь этого периода, найденная археологами, могла вместить до 25 000 изделий. А китайский императорский двор (согласно сохранившимся записям) заказывал в год примерно 31 000 блюд, 16 000 тарелок с драконами, 18 000 чашек, а также скамьи, беседки и остальные необходимые принадлежности. Тогда как в Европе дворяне дрались за маленький кусочек китайского фарфора, сами китайцы в 1415 году построили знаменитую Нанкинскую фарфоровую пагоду.
Отдельные этапы китайского фарфора, также как и изделия этого времени, обозначаются временем правящей династии. К исключениям относятся работы «зеленого семейства», когда в отделке преобладали зеленые цвета (примерно 1700 год) или более позднего «розового семейства» с соответствующим основным цветом.
Династия Сун прославила китайский фарфор тонкостью и прозрачностью, изделия этого времени отличаются простотой и спокойствием. В производстве этого времени используются все возможности материала - красивый рисунок настолько естественен и нежен, что кажется, будто посуда такой и была изначально. В это же время было освоено свободное применение усовершенствованных шпатовых глазурей, дающих приглушенную окраску и богатство нежнейших оттенков красного, пурпурного, голубого и зеленоватого. В более поздний период Династии Мин (1369-1644) было освоено новое нанесение рисунка, когда жидкая фарфоровая масса накладывается под глазурь. При следующей династии Цин, правящей до 1911 года, тонкость фарфора была сравнима с яичной скорлупой. Но в любой период китайский фарфор был уникальным и бесценным подарком для самых богатых вельмож как Китая, так и Европы. Таким же бесценным настоящий китайский фарфор является и по сей день.
Болотова Лёля