Посуда из фарфора всегда манила и притягивала людей своей красотой, нежностью, тонкостью стенок и необычным декором, когда краски ложатся мягкими отсветами или яркими пятнами по белоснежной глади фарфора. Первооткрывателями фарфора были китайские мастера, следом за которыми с каолином начали работать корейцы, японцы и только в начале XVIII века тайну фарфоровой глины и мастерство работы с ней раскрыли в Европе. Родоначальником в этом плане выступил немецкий химик Иоганн Беткер. Но открытия и умения известного химика, прославившие его имя, не принесли ему счастья.
В начале XVIII века саксонский курфюст Фридрих Август I (он же король Речи Посполитой Август II), известный в Европе под прозвищем Август Сильный, в союзе с русским царем Петром I вел разорительную войну со шведским королем Карлом XII. Отчаянно нуждаясь в деньгах, Август I, метался в поисках философского камня и алхимического способа изготовления денег, а для этого приглашал в Саксонию различных химиков, в том числе и немецкого химика Иоганна Беткера, который пообещал получить все необходимое королю.
Однако исследования Беткера были направлены не только на нужды королевства, химик также занимался изучением глины, ведь как раз в это время китайский и японский фарфор в Европе ценились на вес золота, поэтому открытие секрета каолина было бы равносильно получению золота из глины. В ходе своих исследований, Бергер сначала добился получения предметов коричневого цвета за счет спекания глины, а активно подражая китайцам, наконец-то открыл секрет создания фарфора в 1709 году совместно с физиком Чирнхаузом.
Оценив открытия Бергера, уже через год, в 1710 году Августом I была основана первая немецкая мануфактура по выпуску фарфора, которая располагалась в городе Мейсене (нем. Meissen). При этом чтобы секрет оставался только в руках государства, на открытие фарфоровых мануфактур была введена строгая монополия, а сам автор секрета держался в строгой изоляции. Иоганн Бергер пытался несколько раз сбежать из-под чрезмерной опеки царствующей особы, но, в конце концов, был отравлен по приказу курфюста.
Нарушить монополию удалось только компании «SP Dresden», открывшей свою мануфактуру в 1872 году. После ее появления в Германии начали основываться и другие фарфоровые компании, занимавшиеся выпуском самых разнообразных произведений: начиная от тарелок, чайных и кофейных сервизов, заканчивая статуэтками и колокольчиками. У каждой из них свои особенности, но все объединяет марка «немецкий фарфор», под которой выходят белоснежные и необычные изделия, иногда оформленные красивым и оригинальным рисунком.
В отличие от китайского фарфора, декорированного нежными оттенками глазури, или японского, с рисунком в ярких красках и отделкой золотом, немецкий фарфор обладает глубоким белоснежным или молочным цветом, который уместен всегда и в любом интерьере. Поэтому если вы не знаете, что подарить, можете легко выбирать немецкий фарфор. При этом каждая работа немецких мастеров способна подчеркнуть или создать индивидуальность любого дома.
Так, компания «Bauscher», основанная в 1881 году предлагает белоснежную посуду необычных форм: например, тарелки в форме круга, скругленного треугольника, скругленного квадрата или прямоугольника, овала. При этом посуда выполняется из отдельного куска глины, что способствует ее прочности. Не меньшей популярностью пользуются старинные немецкие сервизы известных мастеров, среди которых Fridrich Elias Meyer, Trude Petri, Siegmund Schuetz или Gerhard Gollwitzer. Посмотрев на их работы, начинаешь понимать, почему фарфор называли «белым золотом», ведь в большинство из них вложен не только труд, но и душа мастера и художника, если фарфор расписан.
Также весьма интересны немецкие фарфоровые колокольчики, особенно созданные в эксклюзивном варианте для различных коллекций. Их выпускают в Мейсенской мануфактуре (Саксония), мануфактуре в Фолькштедте (Тюрингия), на фабрике «Hutschenreuther» (Бавария), в Дрезденской мануфактуре (Саксония), мануфактуре «Royal Porzellan» (Бавария), мануфактуре «Kämmer (Kaemmer) Porzellan» (Тюрингия), фабрике «Reutter Porzellan» (Баден-Вюртемберг), мануфактуре «Kleiber Porzellan» (Бавария) и других, менее известных немецких фарфоровых компаниях.
Болотова Лёля