«Превратил грубое и незначительное производство в элегантное искусство» - эпитафия весьма значительная, не правда ли? Именно такая красуется на надгробии Джошуа Веджвуда, человека, чье имя с придыханием повторяют и профессиональные коллекционеры, и светские дамы, мечтающие о воссоздании в своих салонах поистине элегантной атмосферы.
В самом деле, обладание посудой, столь прекрасной, что большинство европейских высокопоставленных семей, включая королевские, считают ее одним из непременных атрибутов аристократического величия, раз и навсегда меняет отношение к себе и миру.
...Как и во многих историях успеха, можно начать с поговорки «Не было бы счастья, да несчастье помогло». В детстве Джошуа ампутировали ногу из-за перенесенной оспы, потому он, потомственный мастер-керамист, сам стоять у гончарного круга уже не мог и сконцентрировал свои усилия на том, что и принесло ему славу и всемирное признание - новых технологиях и материалах.
Состав, который сделал имя английскому фарфору, «яшмовая» или как ее еще называют, «базальтовая» масса семи цветов - белая, желтая, розовая, светло-зеленая, темно-зеленая, синяя, черная. В связи с увлечением античностью, Веджвуд использовал яшмовую массу для изготовления «этрусских» ваз, имитирующих древнегреческие расписные. Лучшие коллекционеры предоставляли Веджвуду шедевры из своих коллекций для снятия слепков и воспроизведения в керамике.
Второй знаменитый авторский фарфор Веджвуда - сливочный, который носит гордое имя «королевский». Именно из него в 1765 году был изготовлен сервиз для королевы Шарлоты. Из такого же фаянса был изготовлен сервиз для императрицы Екатерины II (952 предмета с изысканными английскими видами согласно монаршему пожеланию «Хочу, чтобы вся Англия была у меня на столе!»), и знаменитый «Сервиз с зеленой лягушкой», который сегодня можно увидеть в Эрмитаже.
И даже когда империя невозвратно канула в прошлое, поставки веджвудовского фарфора к российскому «двору» не прекратились: сервиз, заказанный администрацией Б.Н. Ельцина, состоял уже из 2 тысяч предметов, украшенных российским гербом.
Еще один уникальный материал фабрики Веджвуда - яшмовый фарфор под названием «джаспер», удивительно-прочный, но прозрачный, воздушный. Окрашивался в соответствующие цвета - сиреневый, нежно-голубой, бледно-зеленый.
К некоторым элегантным сервизам, например, таким, как Cornucopia, считающаяся визитной карточкой марки, полагаются подсвечники, часы, рамка для фотографии.
Кстати, эту посуду можно мыть в посудомоечной машине и использовать в микроволновой печи . Кощунство, конечно, но технологически вполне допустимое.
Но веджвудский фарфор - это не только посуда. Это и медальоны для оформления мебели или каминов из нежнейшего «воскового бисквита», и даже аксессуары - брелоки и броши. Такие медальоны оправляли полированной сталью, блестящей, как драгоценные камни , контраст между сверкающей оправой и нежной камеей внутри был весьма эффектен. И до сих пор «комёссо» 18 века являются предметом охоты коллекционеров.
Веджвудскую чайную пару из сливочного фарфора, даже самую скромную, стоимостью 100 - 150 $, можно подарить «Человеку-У-Которого-Есть-Все». Она не останется незамеченной, станет законным основанием для гордости новоиспеченного обладателя и вечной памяти о дарителе. А если вы планируете подарок подороже, знайте: стоимость столового сервиза на шестерых начинается от полутора тысяч долларов, верхний же предел для веджвудского фарфора практически неисчислим.
...Поэтому отправляйтесь-ка в буфетную, и посмотрите, не найдется ли там нескольких чашек из костяного фарфора с синим клеймом W. Как уверяет производитель, на четыре такие чашки можно поставить еще одно выдающееся английское изделие - Роллс-ройс. И, если и таковой в гараже найдется, вы вполне можете проверить.
Кира Кратная