Мейсенский фарфор: история и характерные черты - Купить оригинал

10 Июня 2014

мейсенский фарфор купить оригинал

Мейсенский фарфор - почему нельзя купить оригинал?

Два скрещенных меча синего цвета - один из самых престижных логотипов среди поклонников настоящей роскоши. Мейсенский фарфор ценится во всем мире с момента его появления, но в России его любят особенно сильно. Как и триста лет назад, сейчас все изделия мейсенской мануфактуры расписываются вручную. Краска смешивается по старинным рецептам, и, по информации Meissen, на их мануфактуре насчитывается более десяти тысяч оттенков. На данный момент практически все работы являются копиями старинной посуды и статуэток, и Мейсенской мануфактуре есть из чего выбирать: они производят около ста семидесяти пяти тысяч типов фарфоровых предметов.

alt

Старинные рецепты - современный подход

мейсенский фарфор купить оригиналЕсли вы не заядлый коллекционер, гоняющийся за раритетными изделиями Мейсенской мануфактуры трехсотлетней давности, то ваш даже самый изысканный вкус смогут удовлетворить современные фарфоровые шедевры, выполненные по старинным «рецептам».

В 1707 году в немецком городе Мейсене (Майсене) аптекарь и алхимик Беттгер сумел раскрыть секрет получения фарфоровой массы, а также разработал процесс обжига керамики и глазурей. Изначально Иоганн Фридрих Беттгер, бывший пленником правителя Саксонии Августа Сильного должен был по заказу правителя получить золото из более дешевых материалов. Когда эти опыты провалились, Август разрешил Беттгеру под присмотром ученого Эренфрида Вальтера фон Чирнгауза заниматься собственными опытами по получению фарфора. На тот момент этим секретом владели только китайцы, так что фарфор ценился на вес золота.

 

В 1710 году была открыта первая в Европе фарфоровая мануфактура в городе Мейсене, где уже почти триста лет производят один из самых лучших фарфоров Европы.

 

Как только фарфор появился в Европе, им сразу заинтересовались в России, и богатейшие семьи нашей страны начали заказывать посуду на Мейсенской мануфактуре. Екатерина II, князья Строгановы, Юсуповы, Карл Фаберже и многие другие богатейшие особы сервировали свои столы немецким фарфором, который в то время сильно напоминал китайский.

alt

Три этапа


мейсенский фарфор купить оригиналДеятельность Мейсенской мануфактуры разделяют на три этапа: становление (основное изучение фарфора, создание новых красок - это время алхимика Беттгера) - до 1722 года, «живописный» (изготовление раскрашенной посуды и декоративных ваз - время художника Херольда) - с 1722 года до 1733, и «скульптурный» (изготовление сперва крупных, а затем мелких фигурок - время скульптора Кендлера) - с 1735 по 1760 годы. Последние два периода чаще всего встречаются в копиях и ценятся в старинных работах. После них на мануфактуре было очень мало новых разработок, мастера занимались копированием либо собственных изделий, либо (в период кризиса) изделий других фарфоровых заводов.

«Живописный» период характеризуется яркими красками и большим количеством китайских мотивов на посуде. Все-таки изначально фарфор воспринимали как восточную красоту. К эскизам этого времени относят «золотых китайцев», «красных с золотом драконов и петухов» и различные рисунки цветов, экзотических птиц, львов, сцен из китайской жизни.

мейсенский фарфор купить оригиналВо время «скульптурного» периода фарфор стал уже не столь экзотическим материалом, поэтому в конце 1720-х - начале 1730-х годов Кирхнер и Кендлер создали целую серию фигур святых и животных большого размера. Однако при обжиге больших фарфоровых масс материал оседал, деформировался, трескался, поэтому проект пришлось закрыть и перейти на малую скульптуру. Особо известные эскизы того времени были позже скопированы и другими фарфоровыми заводами: серии «итальянские комедианты», «обезьянья капелла», отдельные придворные дамы и кавалеры, ремесленники, уличные торговцы, крестьяне, солдаты, мифологические персонажи, птицы и животные, сложные аллегорические композиции и пасторали. В третьей четверти XVIII века популярность начали завоевывать статуэтки дышащих здоровьем немецких детей, представленных в образе древнегреческих богов, аллегорий времен года, садовников и виноградарей.

 

Сейчас, выбирая мейсенский фарфор, вы в любом случае покупаете копию. Разница в цене обусловлена тем, выполнена ли копия в XIX веке или в XX.

 

При этом быть абсолютно уверенным в правильности определения времени изготовления мейсенского изделия можно лишь в том случае, если установлен музейный аналог, который имеет датировку, соотнесенную с письменными источниками.

Болотова Лёля