Метро Парижа: французское подземелье

10 Июля 2011

метро парижа В 2009 году на станции парижского метро с романтичным названием «Мадлен» появился необычный витраж: огромная курочка Ряба, на спине которой можно рассмотреть купола православных церквей, серп и молот, «Черный квадрат» Малевича. Такой подарок был сделан столице Франции российскими художниками. Смысл изображения многие французы уловить не могут, однако популярностью оно пользуется немалой. Как, впрочем, и все метро Парижа - одно из самых больших и интересных в мире.

Все началось с Всемирной выставки

Первый камень французского метрополитена был заложен в 1898 году, а два года спустя открылась первая линия - между станциями «Порт Майо» и «Порт де Венсен» (в настоящее время она продлена дметро парижа о Дефанса, делового района столицы). Это событие было приурочено к Всемирной выставке 1900 года. Из французского языка произошло и слово «метрополитен», что в дословном переводе означает «железная дорога столицы».

Проектов устройства нового вида транспорта, начиная с 1845 года, когда впервые встал вопрос об открытии метро, было несколько: наземные поезда, система виадуков над домами и даже установка единого рельса, к которому должны были подвешиваться вагоны, передвигающиеся при помощи лошадиной тяги. Однако победил проект инженера Фюльжанса Бьенвеню, который предложил соорудить железную дорогу под землей вроде тех, что уже существовали в Будапеште, Нью-Йорке и Лондоне. В настоящее время его имя увековечено в названии одной из станций парижской подземки - «Монпарнасс-Бьенвеню». 

Первые вагоны были деревянными, причем по комфортабельности они делились на два класса. Колеса поездов - стальные, однако в середине XX века их заменили на резиновые, чтобы снизить уровень шума. В настоящее время метро Парижа - это шестнадцать веток протяженностью двести одиннадцать километров, двести девяносто семь станций (с короткими перегонами, иногда не более пятисот метров) и четыре с половиной миллиона пассажиров ежедневно (второе место в Европе после Московского метрополитена).

Подземные правила

Парижская подземка имеет множество особенностей. И дело не только в густоте сети линий и небольшом расстоянии между остановками. Метро Парижа - это слияние городских и пригородных линий. Последние обозначаются аббревиатурой RER, расположены они глубоко под землей, поэтому для спуска предусмотрены эскалаторы (в то время как в городском метро - обычные ступеньки). Спуститься к пригородным линиям можно и с некоторых городских станций.

Организация движения здесь также отличается от привычной схемы. Линии обозначаются цифрами, а направления - конечными станциями, причем с одной платформы могут отправляться поезда разных линий. Туристу бывает непросто найти нужную платформу, поэтому в метро расположено множество схем, табличек, указателей, помогающих ориентироваться.

Очень интересны и вагоны парижской подземки. Так, двери в них автоматически не распахиваются, пассажиры открывают их, поворачивая металлические ручки. Сиденья располагаются поперек вагона, как в автобусе или троллейбусе, есть и откидные кресла, которые используются, когда в вагоне довольно свободно.

Метрополитен по-французски

метро парижа Шик и изящество французской столицы чувствуется уже при входе в метро. Большинство из них оформлено знаменитыми коваными навесами архитектора Эктора Гимара, так что пройти мимо и не заметить невозможно. Аналогичный навес в 2006 году был сооружен французскими художниками над входом на станцию «Киевская» в Москве.

Не прекращается парижская жизнь и под землей. Выставки современного искусства на станции «Сент-Огюстен», библиотека - на «Насьон», стены и потолки в автографах знаменитостей на «Сорбонне», имитация лазурного неба и золотого пляжа на станции «Круа Руж» - поездка в метро может стать своеобразным экскурсом в жизнь Парижа. Впрочем, для туристов здесь организуются специальные подземные экскурсии в старинных вагонах, которые везут пассажиров на старые, уже не использующиеся станции под звуки шарманки и песни Эдит Пиаф и Шарля Азнавура.

Наряду с поездкой в прошлое парижской подземки, здесь вполне можно побывать и в будущем, зайдя в суперсовременные вагоны четырнадцатой линии, полностью выполненные из высокопрочного стекла. Машинист не нужен - поезд управляется автоматически. В планах у властей Парижа и Франции - строительство ста пятидесяти километров новых линий супер-метро, которое будет опоясывать столицу и станет основой проекта «Большой Париж», предусматривающего соединение города и пригородов и превращение столицы в настоящий мегаполис, вроде Нью-Йорка, Шанхая или Токио. Хочется верить, что при реализации этого футуристического проекта будет сохранен уникальный дух Парижа и его подземки.

Дарья Цветкова