Иноземные завоеватели и туристы могут приходить и уходить, но балийская культура остается. На протяжении почти тысячи лет коренные балийцы исповедуют уникальную форму индуизма, известную как Агама Хинду Дхарма. Она является прямым потомком религии, которую принесли на Бали учителя индуизма.
Ритмы балийского религиозного календаря – праздники, которые отмечаются по всему острову, и особые дни, когда празднования проходят в храмах, а также ежедневные личные ритуалы, которые связывают каждого коренного жителя острова с его семьей, сообществом, предками и богами. Религиозные нужды населения обеспечивают сохранение и стабильную посещаемость тысяч храмов и алтарей на острове - от семейных святынь до «матери храмов» - Пура Бесаких у подножия Гунунг Анунг. Кроме того, островитяне воплощают свои мифы в форме танцев, очень распространенных здесь. Может быть, именно благодаря сильной связи балийцев с религией остров продолжает сопротивляться полной коммерциализации и за счет этого остается уникальным местом для отдыха – комфортным, но не выхолощенным современной цивилизацией.
Религия острова Бали: индуизм с анимистским оттенком
Культура Бали основывается на главных принципах индуизма. Во многих отношениях верования балийцев схожи в теми, что распространены на полуострове Индостан. Как и их индийские собратья по вере, балийские индуисты верят в триединство Брахмы, Шивы и Вишну, а также в других божеств и духов индуистского пантеона. (Согласно верованиям индуистов, разные боги представляют отдельные аспекты единого верховного бога, которого они называют Санг Хьянг Видхи Васа). Великие индуистские эпосы – Махабхарата и Рамаяна – одинаково почитаются на Бали.
Агама Хинду Дхарма отличается от традиционного индуизма тем, что в этом веровании он сочетается с анимизмом и поклонением предкам, широко распространенным в южной Азии. С точки зрения балийцев, стены, разделяющие богов, людей и духов, очень условны: в конце концов, кто мы, если не вновь воплотившиеся духи, которые жили раньше, и будут жить вновь?
Балийцы и их взаимоотношения с Вселенной
Во вселенной балийцев отдельный человек – часть большого целого. Индивиды образуют микрокосм, часть макрокосма, и обе эти части заключает внутри себя единый бог. Жить, по вере балийцев, значит бороться за поддержание равновесия между тремя этими частями.
Этот поиск баланса является центральной концепцией, которая оказывает влияние на культуру и повседневную жизнь балийцев. Концепция называется три хита карана. Согласно ей, развитие болезней зависит от души: человек заболевает, если три основных фактора в его жизни выходят из равновесия. Три хита карана – это способ жизни для балийцев, способ уравновешивать повседневную жизнь. Чтобы понять культуру острова Бали, нужно всегда учитывать этот принцип.
Ни один коренной балиец не мыслит себя «отдельным островом». Все связаны узами обязательств с многочисленными общественными группам, начиная с семьи и заканчивая всей деревней, храмом, группой, выращивающей рис, к которой принадлежит человек, и даже с духами ушедших предков. Это означает, что у балийца имеется широкая и гибкая система поддержки, к которой он может обратиться и членам которой он также при необходимости предложит любую возможную помощь. Изгнание – худшее из наказаний для балийца. Отчасти поэтому христианским миссионерам, работавшим на Бали в начале двадцатого века, пришлось очень трудно: обратившихся в христианство балийцев в их деревнях объявляли мертвыми, что для них было хуже самой смерти.
География балийского мира богов и духов
Боги и духи, в которых верят на острове Бали, не живут в каком-то неопределенном вакууме – они обитают на верхнем уровне трехуровневой системы, что соответствует древней индуистской и буддистской концепции трилокья. Согласно этому представлению, вселенная состоит их трех уровней:
- Верхний мир, где живут боги и духи;
- Центр, или средний мир, в котором обитают люди;
- Нижний мир, где живут демоны.
Наиболее почитаемые храмы построены в местах, соответствующих верхнему миру, таких, как горы и холмы. Самый известный, важнейший храм, Пура Бесаких, не случайно распложен на склоне высочайшей горы острова.
В деревнях обычно есть три храма, соответствующих всем уровням Вселенной. Например, кладбище часто располагается рядом с Пура Далем – храмом смерти, который строят на самом низком участке деревни, соответствующем нижнему уровню мира.
Такую географию мира богов и духов балийцы переносят и на отношение к человеческому телу. Голова соответствует верхнему миру, поэтому на Бали считается крайне невежливым касаться головы другого человека. Ноги, следуя этой логике, соответствуют нижнему миру, поэтому касаться других людей ногами тоже является признаком очень дурного тона. Север и восток у балийцев также связываются с верхним миром, поэтому они ставят свои кровати так, чтобы их изголовья указывали в этих направлениях.
Оплата духовных долгов в культуре острова
Балийцы верят, что люди появляются на свет, имея три вида долгов, которые они должны оплатить в течение жизни:
- долг жизни богу;
- долг любви и преданности живым старшим родственникам и духам умерших предков;
- долг знания духовным учителям.
Церемонии, которые балийцы проводят в течение жизни, являются способами оплаты долгов. Каждый балиец, выполняя определенные обряды, надеется, что за это боги вознаградят его и его потомков после того, как он сам перейдет в следующую жизнь.