Часовой механизм стал одним из величайших изобретений человечества: ведь с помощью самых разнообразных конструкций удалось, наконец, если не подчинить, то сделать более понятным и осязаемым самую таинственную стихию - время. И, как только часы были изобретены, тут же началась настоящая гонка вооружений, призванная свести погрешность в измерении времени к минимуму. В отношении механических часов таковым приспособлением, предназначенным для повышения точности хода, стал турбийон, сохранившийся до сих пор в наиболее престижных и дорогих моделях часов.
Задача: обмануть время
В свое время механические часы, то есть часы, функционирование которых непосредственно зависит от колебательной системы с гиревым или пружинным источником энергии, были наиболее точными из доступных видов часов. Однако прогресс на то и прогресс, чтобы на месте не стоять, и постепенно появились куда более точные часы, кварцевые, затем электронные, а теперь еще и атомные. Так, если механические часы в среднем отстают от точного времени на полминуты в сутки, то погрешность кварцевых часов составляет около минуты в год. А уж когда механические часы стали карманными, тогда вопрос точности хода обострился окончательно. Необходимо было придумать способ сократить потери времени, и такой способ был найден французским часовщиком Абрахамом-Луи Бреге на рубеже XVIII-XIX веков, в 1801 году официально запатентован и назван «турбийон», то есть «вихрь». Вычислив, что отставание или опережение хода часов зависит в первую очередь о величины притяжения Земли, Бреге создал систему, которая бы компенсировала воздействие этого притяжения на карманные механические часы.
Из более чем сотни деталей была создана система, которая воспроизводит механизм спуска, вращающийся вокруг оси секундного колеса. Таким образом, эта система меняет положение своего центра тяжести относительно гравитационного поля и взаимно компенсирует то воздействие притяжения Земли, которое оказывается на механизм часов. Устройство это было достаточно эффективным, но при этом чрезвычайно сложным и добавлявшим часам и размер, и вес. Именно поэтому турбийон в эпоху господства механических часов не получил широкого распространения, став атрибутом лишь очень богатых людей. Таковыми подобные часы остались и до сегодняшнего времени - когда существуют гораздо более надежные и дешевые типы часов, часы с турбийоном остаются признаком престижности, вкуса, обеспеченности. Если же говорить о видах непосредственно турбийонов, то они могут различаться как по конструктивным особенностям (с закреплением каретки с одной или с двух сторон) на парящие и традиционные, так и по скорости обращения на карусельные, минутные и полуминутные.
Атрибут престижа
Конечно, в современных условиях доступность часов с турбийоном значительно повысилась - если раньше это были сложнейшие изделия часового искусства, сродни шедеврам ювелирного искусства, то с прошедшего века налицо тенденция упрощения и удешевления подобных механизмов. Хотя не стоит недооценивать - общедоступным часам с турбийоном всего-то около четверти века, а уж люди со средним достатком, способные выложить за часы от тысячи долларов до тысячи евро (в самом непритязательном варианте с часами китайского производства), могут прицениваться к таким часа и того меньше, около десяти лет. До 2000 года, если речь шла о часах с турбийоном действительно высокого качества, рассчитывать на затраты менее 15 тысяч евро было невозможно. При этом что любопытно, даже с наиболее искусными и отточенными турбийонами механические часы все равно сбиваются с идеального хода времени примерно на 5 секунд в сутки в ту или иную сторону.
Практически каждая уважающая себя часовая марка считает необходимым для поддержания собственного имиджа и для удовлетворения запросов клиентов выпускать модели часов с турбийоном. Так, с 1994 года компания OMEGA начала выпуск моделей с центральным турбийоном, каждая из которых собирается и декорируется исключительно вручную. Причем на создание каждого механизма уходит порядка 180 часов. В 2003 году компания Piaget выпустила часы с турбийоном толщиной всего 3,5 миллиметра. Турбийон на трех титановых платформах весит лишь 1 карат и состоит из 42 деталей. Всего было выпущено 22 экземпляра часов со звучным названием Piaget Emperador Tourbillon: по 10 в изогнутых прямоугольных корпусах из белого и розового восемнадцатикаратного золота, и еще два с обильными украшениями из драгоценных камней . А компания Breguet выпустила модель женских часов с турбийоном - Classique Grande Complication. Корпус выполнен из белого восемнадцатикаратного золота, на котором выигрышно смотрятся 73 бриллианта общим весом в 1,31 карата. Над турбийонным окном появилась двадцатисекундная шкала, ее обегают 3 синие секундные стрелки, вынесенные на ось турбийона.
Александр Бабицкий