Нужно быть поистине незаурядным, сверхталантливым или всемогущественным человеком, чтобы стать олицетворением целой эпохи, тем более такого грандиозного века, как прошедшее двадцатое столетие. Трудно себе представить, каким талантом необходимо обладать, чтобы стать в один ряд с имевшими огромную власть людьми, ставшими символами прошлого века - Сталиным, Лениным, Гитлером, Мао Цзе-дуном... Сальвадору Дали это удалось, он вошёл в историю как неотъемлемая часть XX века, в какой-то степени он сам и есть XX век.
Сальвадор Фелипе Хасинто Дали Доминик Куси Фаррес родился 11 мая 1904 года в семье государственного нотариуса. Юный Сальвадор рос в довольно противоречивой, но вполне привычной для тогдашней Испании семейной обстановке - его отец был республиканцем, симпатизировавшим коммунистическим идеям, и ярым атеистом, в то время как мать являлась ревностной католичкой. Художественные способности Сальвадора (отец назвал сына «Сальвадором», то есть «спасителем» как носителя надежды на продолжение всего рода Дали) проявились очень рано - свою первую картину он нарисовал в возрасте 10 лет, изобразив дешёвыми красками на деревянной доске пейзаж родного города Фигераса. Родители отдали мальчика в обучение местному художнику Жоану Нуньесу, который и заложил основы живописного мастерства маленького гения.
После насыщенного событиями 1921 года, когда Сальвадор получил среднее образование и лишился матери, умершей после тяжёлой болезни, в следующем, 1922-м году он поступил в Мадридскую академию художеств Сан-Фернандо. Познакомившись в стенах Академии с популярными в то время направлениями живописи (академизм, голландский и испанский реализм, футуризм, кубизм и так далее), Дали пробует свои силы в каждом из них и во всех произведениях проявляет большой талант. Его первая крупная персональная выставка проходит в 1925 году в Барселоне.
В годы обучения в Академии и пребывания в Мадриде Дали сходится с такими выдающимися деятелями культуры первой половины XX века, как кинорежиссёр Луис Бонюэль и великий испанский поэт Федерико Гарсия Лорка. Во многом благодаря Бонюэлю в конце 1920-х годов Дали несколько раз посещает Париж, где сближается с художниками-сюрреалистами. К тому времени он уже был отчислен из Академии - мятежный революционный дух, унаследованный им от отца, дал о себе знать и Дали был исключён из стен консервативного учебного заведения за подстрекательства к беспорядкам.
В конце 1920-х годов Дали стал одним из лидеров сюрреалистов, причём достиг он этого статуса не только благодаря своим картинам, но и из-за участия в скандальных и шокирующих кинофильмах Бонюэля «Андалузский пёс» и «Золотой век», которые по сей день считаются классикой авангардного кино. Так например, одним из самых запоминающихся кадров в истории кинематографа считается сцена из «Андалузского пса» (кстати, являвшаяся плодом воображения Дали), где глаз человека разрезается напополам лезвием.
В 1929 году, по возвращении в Испанию после работы над «Андалузским псом» Дали повстречал женщину, которая стала спутницей его жизни, его музой-вдохновительницей, имя которой непременно всплывает при упоминании имени самого художника. В числе его гостей в тот год был и поэт Поль Люар с супругой Галой. Гала Элюар при рождении получила имя Елена Дьяконова, она была из семьи русских интеллигентов. Вскоре после встречи она стала любовницей Дали, затем его женой и на протяжении всей совместной жизни (которая продолжалась более 50 лет), была его помощницей и моделью для огромного количества картин.
Именно тогда, в начале 30-х, у Дали окончательно сформировался его творческий метод, которому он дал название параноидально-критического метода. Дали полагал, что он и современные ему художники в плане техники живописи уже не смогут привнести в искусство ничего нового, потому как превзойти мастерство титанов Возрождения попросту невозможно. Поэтому нужно сделать акцент на передаче собственного видения мира, но видения не банального, всем присущего и всем уже надоевшего, а видения строго индивидуального. На мир нужно было взглянуть по-новому, глазами безумца. Собственно, Дали и полагал, что его взгляд на окружающую действительность и есть взгляд сумасшедшего, с то лишь разницей что он, Сальвадор, сумасшедшим не является. Кроме того, большое влияние на Дали оказало внимательное прочтение психологии Фрейда с его акцентом на главенство сексуальности в психике и поведении человека.
Этим принципам Сальвадор Дали был верен всю свою оставшуюся жизнь, в конце своих дней преисполнившись ещё большего уважения к мастерам Ренессанса. На картинах Дали зритель видит вроде бы привычные нашему глазу вещи, нарисованные во вполне реалистической манере, в отличии от всяких кубиков, кругов и пятен на холстах других модернистских живописцев. Но реализм Дали является реализмом человеческих снов и кошмаров, в которых соединяется несоединимое и разлучается неразлучное.
Это отчётливо можно увидеть на самых известных, наиболее «раскрученных» картинах Дали. Законченное в 1931 году полотно «Постоянство памяти», после феноменального успеха которого Дали имел все основания заявить «Сюрреализм - это я » (подобно французскому королю Людовику XIV, воскликнувшему «Государство - это я!»), изображает в общем-то реалистичный испанский пейзаж, разбавленный расплывающимися, подобно расплавленному сыру, настенными часами. На ещё более знаменитом «Предчувствии гражданской войны» (1937) на фоне привычного для Дали пустынно-горного пейзажа мы видим странных созданий, похожих на части человеческого тела, пожирающих друг друга.
Уехав в Америку (в Испании началась гражданская война, закончившаяся установлением режима Франко; затем Европу сотрясала Вторая Мировая), Дали добился в Штатах ошеломительного успеха как благодаря своей новизне для заокеанской публике, так и за счёт открывшегося в себе гения саморекламы. Умение ставить свою фигуру в центр всеобщего внимания Дали сохранял всегда. Так, в 1974 году он основал на родине собственный музей.
На склоне лет Дали ожидали нелёгкие и безрадостные времена. В 1982 году ушла из жизни его постоянная спутница Гала. В 1984 году в поместье Дали произошёл пожар, в результате которого сам престарелый художник серьёзно пострадал, последние годы Сальвадор Дали практически не занимался творчеством и 23 января 1989 года скончался от сердечной недостаточности.
Глядя на странные картины Сальвадора Дали, немалое количество людей сочтёт его откровенным безумцем, а его картины - явным бредом (впрочем, для самого художника такая оценка была бы очень лестной). Но, прочитав его десять наставлений «тому, кто хочет стать художником», можно в очередной раз убедиться в таланте и мудрости этого человека:
1. Художник, лучше быть богатым, чем бедным; научись работать кистью так, чтобы из-под неё рождались золото и драгоценные камни .
2. Не бойся совершенства: тебе никогда не достичь его!
3. Перво-наперво научись писать и рисовать, как старые мастера. Потом сможешь писать так, как хочешь, все будут уважать тебя.
4. Не теряй глаз, руку, ни тем более голову, если станешь художником, они пригодятся тебе.
5. Если ты из тех, кто считает, что современное искусство превзошло искусство Вермера и Рафаэля, пребывай в блаженном идиотизме.
6. Не будь небрежен в живописи, иначе после твоей смерти живопись сама пренебрежёт тобой!
7. У лени шедевров нет!
8. Художник, рисуй!
9. Художник, не пей спиртного и за всю свою жизнь не кури гашиш более пяти раз.
10. Если живопись не полюбит тебя, вся твоя любовь к ней будет безрезультатна.
Александр Бабицкий