Основоположником ныне столь популярного и наиболее востребованного на мировых художественных аукционах течения в живописи как импрессионизм, является выдающийся французский живописец Клод Оскар Моне. В написанной им в 1866 году картине «Завтрак на траве» Моне первый раз воплотил свое новаторское видение мира, при этом нарушив все сложившиеся традиции академической живописи. Основные акценты Моне расставил таким образом, чтобы запечатлеть мимолетное впечатление с фотографической точностью и с помощью игры света и тени создать неповторимую световоздушную атмосферу, так характерную для импрессионизма.
Оригинал этой картины не сохранился, потому что бедный тогда художник оставил ее в счет уплаты за жилье, но осталась ее уменьшенная копия, которая дает возможность оценить нам художественные приемы Моне, положившие начало всему течению импрессионизма.
Эти самые приемы были восприняты «в штыки» мастерами классической школы живописи не пожелавшими принять новую манеру письма (отсутствие плавного перехода от света к тени, нет четких контуров у фигур).
Около двадцати лет после создания своих первых картин в духе импрессионизма, Моне приходилось очень бедствовать, так как картины мало кто покупал, а если и приобретали - то за бесценок.
Но со временем оригинальные картины живописца приходится по вкусу публике, причем настолько, что вскоре на гонорары от полотен Моне покупает собственный дом в Живерни, где и протекает поздний период его творчества.
Здесь меняются сюжеты его картин, а основное внимание художника обращается на создание обособленной выразительности цветовой гаммы мазка и некой декоративности, которая подвигает Моне на создание картин-панно.
Становясь популярным и востребованным художником, Моне позволяет себе много времени проводить в саду, где занимается ландшафтным дизайном. Он создает живописный и таинственный мир воды и растений, повлекший за собой создание серии своих самых лучших произведений, которые представляют виды прудов с плавающими в них кувшинками.
Клод Моне черпал вдохновение в водном саду в течение двадцати лет. Каждый день, вставая в пять часов утра, художник приходил на пруд и писал свои картины, с отражения натуры в глади пруда. В это время живописец уже начал терять зрение, может, поэтому детали и ньюансы заменяются крупными мазками краски, показывающими игру света и тени. Десятки полотен, созданные живописцем в этот период, становятся необыкновенно известными, а многие ценители живописи мечтают иметь их в своих коллекциях.
Одно из таких полотен «Кувшинки», созданное живописцем в 1904 году было продано на аукционе Sotheby's в 2007 году за 36,5 миллионов долларов.
А на лондонском аукционе Christie's в июне 2007года за полотно Клода Моне «Мост Ватерлоо в пасмурную погоду» было тоже заплачено 36 миллионов долларов. Первоначально эксперты предполагали выручить в два раза меньше, чем получилось в итоге, но неизвестный покупатель не пожалел заплатить за картину столь большие деньги. А совсем недавно в Лондоне на аукционе Sotheby's было продано другое произведение Клода Моне - картина «Стога, последние лучи солнца» за 10 миллионов фунтов стерлингов, причем между желающими купить это полотно разыгралась нешуточная борьба, которая продолжалась три дня.
Картины Моне продолжают ставить новые стоимостные рекорды. Так, ранняя работа знаменитого импрессиониста «Железнодорожный мост в Аржантее», созданная им в 1873 году, в мае 2008 года на вечерних торгах в Нью-Йорке аукциона Christie's ушла за 41,5 миллионов долларов. Первоначальная стоимость этой картины, изображающей самый знаменитый мост импрессионизма, составила 36,5 миллионов долларов. Клод Моне портретировал именно этот мост целых пять раз, а эксперты считают, что это было первое изображение железнодорожного моста в мировой живописи.
С каждым годом возрастает популярность Клода Моне, а стоимость его картин постоянно увеличивается. Теперь картины великого импрессиониста представляют собой не только ценность как художественные произведения, но и являются прекрасным вложением капитала.
Клод Моне прожил большую и интересную жизнь и умер в 1926 году в своем любимом доме в Живерни. Он был очень счастливым человеком, что само по себе является большой редкостью для талантливого художника. Он сумел сочетать живопись и садоводство, занимался любимым делом, и оно приносило ему достаток, любил и был любим. Став знаменитым еще при жизни, он остается известным и наиболее любимым художником и в наше время.
Лана Плотникова