Об Амедео Модильяни говорилось: «После Гогена он, несомненно, лучше всех умел выразить в своем творчестве чувство трагического, но у него это чувство было более интимным и обычно лишенным какой-либо исключительности... Этот художник носит в себе все невысказанные стремления к новой выразительности, свойственные эпохе, жаждущей абсолютного и не знающей к нему путей».
Художник, обладающий подобным талантом к выражению чувств и эмоций средствами изобразительного искусства, умер 24 января 1920 года в больнице для бедных от туберкулезного менингита. Ему было 36 лет. На могиле Модильяни, на кладбище Пер-Лашез, краткая надпись: «Смерть настигла его на пороге славы».
И действительно, буквально через несколько лет к ценам, обозначенным на оборотной стороне холстов Модильяни (обычно 30-40 франков), начали прибавляться нули. Сначала скромненько: 1-2… но на парижском аукционе одна из картин, написанных Модильяни в 1917 году, «Обнаженная», была продана за 45090700 франков. Что любопытно, в 1917 году эта картина выставлялась в Париже в галерее Берты Вейль на единственной персональной выставке Модильяни. И парижская публика была возмущена - на картинах были изображены обнаженные натурщицы, какой ужас! Возник скандал, мотивированный «аморальностью полотен» Модильяни.
Теперь же работы, вызывавшие бурю ханжеского возмущения в начале ХХ столетия, продававшиеся художником от безденежья и безнадежности иногда за стакан абсента и тарелку макарон, стоят десятки миллионов долларов - и это если повезет. Теперь о картинах Модильяни говорят, что они воплощают в себе эстетический восторг любования чувственной красотой - в то время как без малого столетие назад утверждали, что эти полотна - чуть ли не откровенная порнография.
Теперь, говоря о Модильяни, утверждают, что «его маньеристически вытянутые женские портреты всегда были любимы коллекционерами, а портреты возлюбленной художника Жанны Эбютерн - особенно» - но при жизни художника эти портреты не находили покупателей, пылились в салонах, и лишь единицы ценителей понимали талант Модильяни. Действительно - «смерть настигла его на пороге славы»…
Аукционисты ведущих мировых аукционов готовятся к рекордам, когда среди лотов оказываются полотна Модильяни. Те самые полотна, которые продавались за тарелку макарон. К примеру, на аукционе Sotheby`s в ноябре 1998 года «Портрет Жанны Эбютерн в кресле» (1919 г.) был продан за $15,1 млн., что в тот момент являлось рекордом для полотен Модильяни, но в 2004 году, тоже на аукционе Sotheby`s, «Портрет Жанны Эбюрерн» (1919 г.) был продан уже за $31,3 млн. - как видите, полотна Модильяни стали надежным инвестиционным вложением, которое лишь дорожает со временем.
Акварель «Кариатида» Модильяни (написана в 1913 году), являющаяся настоящей коллекционной редкостью (среди наследия художника есть множество «Кариатид» и их эскизов, вот только акварели попадаются нечасто), была продана в июне 2007 года на торгах аукционного дома Bonhams в Лондоне за 423 тыс. фунтов стерлингов (около $800 тыс.), при том, что эстимейт (ценовой диапазон, в рамках которого может стоить работа по мнению экспертов) на этот лот достигал 450 тыс. фунтов стерлингов.
Не так давно (в феврале 2009 г.) на лондонском аукционе Christie’s была продана одна из самых недорогих работ Модильяни (по нынешним, разумеется, меркам) - «Две девочки», 1918 г. За нее было заплачено 6,5 млн. фунтов стерлингов. Интересно, что эстимейт составлял 3,5-5,5 млн. фунтов стерлингов.
Но цены на полотна Модильяни не впервые перекрывают эстимейт и удивляют экспертов, устанавливая все новые и новые ценовые рекорды на аукционах. Так на аукционе Sotheby`s в июне 2004 года полотно Модильяни «Мальчик в голубом пиджаке» (1918 г.) ушло за $11,2 млн., превысив стартовую цену вдвое, и с таким же превышением стартовой цены в ноябре 2007 года была продана еще одна работа художника - «Портрет Оскара Мещанинова», на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 30 млн. 841 тыс. долларов.
Иметь в своей коллекции полотна Модильяни - это не просто престиж или эстетическое удовольствие настоящего ценителя искусства. Это - выгодное вложение капитала, что прекрасно понимают многие. Именно поэтому на работы Модильяни существует устойчивый спрос, несмотря на то, что цены постоянно растут.
София ВАРГАН