Жители и гости российской столицы могут посетить многие музеи, рассказывающие об истории России, ее историческом наследии, культурных и военных достижениях. Но одним из самых богатых и интересных музеев по праву считается Оружейная палата - хранилище уникальных изделий русских, европейских и восточных мастеров, собранных с IV до начала XX века. Чтобы ближе познакомиться с историей всех произведений, можно заказать групповую или индивидуальную экскурсию на удобном для посетителей языке.
Великокняжеская сокровищница была создана еще при Иване Калите, собиравшем дорогие украшения, изделия из драгоценных металлов, шикарное оружие, одежду из великолепных тканей и другие роскошные вещи. Со временем сокровищница росла и ширилась - иностранные послы привозили подарки, русские мастера съезжались в город, становившийся все более великим. Москва становилась центром богатства, собирая шедевры прикладного искусства и дорогие подарки гостей, среди которых были серебряные кубки, воинское снаряжение, украшенная драгоценностями конская сбруя и дорогие ткани.
При Иване III, великом князе, объединившем множество русских земель, была основана Большая казна (давшая начало музею «Оружейная палата»), для которой построили специальное здание между Архангельским и Благовещенскими соборами Московского Кремля. Красивое каменное двухэтажное здание под пирамидальной высокой крышей, с глубокими подвалами и двумя окнами, выходящими на дворцовую площадь, было названо Казенным двором. К сожалению, до настоящего времени оно не сохранилось, потому что в 1737 году было уничтожено пожаром.
На Казенном дворе расположились Большая казна, в состав которой входили царская образная, царский чин и царская столовая с домовой утварью - все это хранилось боярами и приставленными к ним дьяконами. Также на Казенном дворе можно было найти мастерские палаты (Государеву и Царицыну), запасной двор, конюшенный приказ и оружейную палату, где помимо хранения располагались различные мастерские. Придворные мастера изготавливали церемониальную одежду и оружие, парадные и боевые доспехи, чеканщики, эмальеры, серебряники создавали удивительные предметы прикладного искусства, художники писали иконы и портреты придворной знати, расписывали царские хоромы, московские соборы и церкви. Но все равно основное направление отдавалось изготовлению оружия, поэтому в дальнейшем название Оружейная палата закрепилось за мастерскими, а позже и за музеем.
Петр I внес свои преобразования, образовав отдельную Мастерскую Оружейной Палаты, которая должна была хранить ценности и управлять московскими дворцами и волостями. Сенат, управляющий новой Мастерской, в 1732 году издал указ о направлении в музей всех старинных и курьезных вещей из различных уголков страны, а в 1738 году - просто курьезных, ибо к этому времени Оружейная палата лишилась своего здания. После пожара 1737 года, уничтожившего часть оружия и трофеев, оставшиеся ценности были перенесены в хоромы Теремного дворца, а музей стал переезжать с места на место, успев побывать даже за пределами Москвы - в Нижнем Новгороде.
В 1844 году было начато строительство нового здание для Оружейной палаты, проект которого был разработан Константином Тоном, и через 6 лет появился дом, богато украшенный белокаменными резными колоннами и оконными наличниками на манер древнерусских теремов. Именно в это здание после Октябрьской революции 1917 года свозились частные коллекции и экспроприированные сокровища из разоренных монастырей и храмов, а в 1924 году здесь же разместился Музей прикладного искусства.
С 1960 года Оружейная палата входит в состав Государственных музеев Московского Кремля, а Музей прикладного искусства и быта России XVII века, расположенный в бывших Патриарших палатах является его филиалом. На данный момент посетители музея могут познакомиться примерно с четырьмя тысячами памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV - начала XX века, которые благодаря своему высокому художественному уровню и особой историко-культурной ценности принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.
Болотова Лёля