Фарфор - хрупкая роскошь, которую создали человеческие руки из смеси белой глины, кварца и различных компонентов. Ни одна семейная коллекция не обходится без изящного фарфорового сервиза, который подчеркивает особенности вкуса и предпочтения хозяйки домашнего очага. Коллекционеры всего мира охотятся за редкими фигурами животных или цветов, изображениями людей или мифических героев, застывших в глазури. Каждый предмет искусства тонкой керамики - это неповторимый образ и красота, в которую, поистине, вкладывается частичка души каждого мастера.
Фарфор - загадка прошлого
Несмотря на свою хрупкость, фарфор пережил многие века, эпохи правителей и моды. Рецепт его изготовления придумали китайские мастера, жившие еще в начале VII века. Во времена династии Танг фарфоровая посуда приобрела особую популярность, но не только за свою красоту, а, скорее всего, за доступность для обычных людей. Фарфор цвета нефрита и ночного неба с легкостью заменял золотые чаши и серебряные блюда. Свое путешествие по миру фарфор начал довольно быстро. Огромное количество чайных и кофейных принадлежностей, ваз и различных фигурок завоевали мусульманские страны, а затем распространились по всем континентам. С увеличением спроса, китайские умельцы придумывали все более изысканные формы, появлялись дополнительные цвета, например, белый с синими орнаментальными штрихами, изображавших дракона или цветы лотоса.
Европа также не обошла своим вниманием китайское искусство, но разгадать секрет приготовления столь необычного материала не удавалось на протяжении многих столетий. И лишь в начале XVIII века в Саксонии двум предприимчивым ученым удалось получить раствор, который после обжига напоминал мягкий фарфор Китая. Впоследствии его назвали европейским, но обладал он большей твердостью, и, как следствие, не получалось такой гибкости деталей и плавности линий готовых изделий, как у китайских. Тем не менее, поиски продолжались, и параллельно создавались и усовершенствовались новые виды фарфора - белый европейский, яшмовый, или красный.
В 1708 году создаются первые фарфоровые мануфактуры в Дрездене. В России, спустя 32 года, начал свое существование знаменитый петербургский Императорский фарфоровый завод, выполнявший заказы царственных семей и высших чинов. В фамильных коллекциях начали появляться эксклюзивные работы мастеров из белого и красного фарфора, покрытые глазурью и без нее.
На протяжении XVIII века по всему миру распространились мастерские по производству фарфоровых изделий, отличающихся по методикам изготовления и собственному колориту.
Фарфоровая посуда
Первые изделия из фарфора представляли собой чаши для утоляющего жажду зеленого чая и блюда для риса и фруктов. Впоследствии, мастера начали изготавливать великолепные вазы, расписанные замысловатыми китайскими орнаментами и сервизы для чайных церемоний в японских домах. Современное производство фарфоровой посуды изумляет своим разнообразием. Оно способно удовлетворить любые запросы желающих иметь в своей домашней коллекции продукцию знаменитых дизайнеров и художников.
Российским ценителям фарфоровой посуды знакомы в первую очередь работы чешских и немецких мастеров. Например, Meissen Porcelain Backstamps & Mark, производители из Германии с трехсотлетней историей, выпускают дорогой, но пользующийся огромным спросом фарфор ручной работы. Самая дешевая чашка обойдется в 150 долларов.
Стиль итальянских мастеров очень узнаваем в мире столовой посуды - это maiolica, с перламутровым блеском яркого золота, иногда насыщенных рубиновых оттенков, или украшенных «выцарапанным» рисунком- sgraffito, геральдическими животными и флористическими элементами.
Производством элитного фарфора занимаются также многие французские и японские фирмы. Например, Medard De Noblat известен Лиможским фарфором, который достоин даже королевских особ. А знаменитый костяной фарфор от Japonica изумляет совершенной белизной и неповторимым дизайном.
Фарфоровый интерьер
Использование фарфора настолько популярно, что порой удивительно, какие предметы могут исполняться из этого хрупкого материала.
Например, итальянская фирма Rosenthal с конца XIX века занимается эксклюзивным изготовлением каминных и настольных часов, корпус которых полностью конструируется из фарфора, раскрашенного именитыми художниками, специально приглашенными для этой работы. Цена таких шедевров доходит до сотен тысяч долларов.
Знаменитый ювелир прошлого Карл Фаберже использовал фарфоровое покрытие во многих своих произведениях - шкатулки, табакерки, часы, всевозможные фигурки и, конечно, пасхальные яйца. Во всем мире фарфоровые пасхальные яйца работы Фаберже, инкрустированные перламутром, драгоценными камнями и декорированные золотом и серебром, считаются самым дорогим произведением искусства фарфора. Особенно это касается подарочных предметов для русских императоров. Например, яйцо «Ландыши» из коллекции Александры Федоровны, жены Николая II, напоминающее крашенное розовое яйцо в букете майских цветов, чьи маленькие белые соцветия в точности передают жемчужные бусины на серебряных нитях. Венчает произведение три медальона с портретами членов царской семьи. Это яйцо является частью коллекции состоящей из девяти пасхальных предметов, которую в 2004 году аукционный дом Сотбис продал российскому бизнесмену Виктору Вексельбергу за баснословную сумму более чем 90 миллионов долларов.
К коллекционным фарфоровым произведениям относятся многочисленные фигурки и композиции, которые широко производят практически все мировые бренды, а также изумительные фарфоровые куклы. Особенно популярными в этой области считаются статуэтки немецкой фирмы Vieux Herend и итальянской Porcellane Principe. Это изображение и грациозных балерин, и великосветских дам эпохи барроко, и различных животных и цветов. Стоимость отдельных экземпляров доходит до нескольких сотен тысяч долларов, не считая антикварных и винтажных, которые порой достаются за миллионы. Что касается кукол, то здесь высоко ценятся французские, немецкие и русские раритеты, год изготовления которых не превышает начала XX века. Особенно популярны эксклюзивные работы мастеров, которые делали и делают кукол с лицами, разительно похожими на своих будущих обладателей. Такие работы оцениваются очень дорого в зависимости от сложности работы и именитости мастера.
Это фарфор? Не может быть
Кто бы подумал, что фарфор может находиться практически вплотную с человеком многие годы, причем быть при этом совершенно незамеченным. Такая история произошла в одном из городов республики Уругвай, где в доме некогда жившего здесь врача Эмилио Пенсе нашли «золотой» унитаз. После экспертизы выяснилось, что это настоящий итальянский антикварный экспонат 1887 года, сделанный полностью из фарфора и покрыт китайской тушью. Таких в мире насчитывается всего три экземпляра, включая этот. Самое интересное, что обитатели дома использовали этот сантехнический предмет по прямому назначению почти сто лет, и даже не догадывались, что его цена составляет около миллиона долларов.
А современный итальянский дизайнер Мariella di Gregorio решила дать вторую жизнь осколкам некогда шикарных фарфоровых чашек, чайников и блюд. Она создала коллекцию украшений, основой которой стали тщательно подобранные красочные обломки - это и замечательные подвески на золотых цепях и кожаных шнурках, браслеты и даже серьги и кольца. Но пораниться фарфоровыми колье и перстнями практически невозможно, так как Мariella использовала специальную технику крепления хрупких фрагментов с металлом, что еще более привлекает внимание к столь изумительным драгоценностям.
Фарфор - сочетание хрупкости и поразительной красоты, нежной роскоши и ощущения праздника. Каждый найдет в мире фарфора изделие, которое порадует глаз, и станет непременным спутником домашнего уюта.
Елена Пондина