В краже шедевров искусства нет ничего нового и оригинального, но благодаря многочисленным романам, фильмам и шумихе, успешно создаваемой в прессе вокруг любого мало-мальски интересного ограбления, именно преступления этого рода привлекают наше внимание и заставляют с интересом следить за развитием событий. Что ж, это и неудивительно, учитывая стоимость шедевров и их богатую историю. Предлагаем вам список самых громких крах предметов искусства, совершенных в ХХ веке.
1. Франциско Гойя, «Портрет герцога Веллингтона»
В 1961 известный коллекционер Чарльз Райтсмен, нефтяной магнат из Америки, приобрел за 392 000 долларов "Портрет герцога Веллингтона" кисти Франциско Гойи. Однако отвезти в Америку ее не удалось - это событие вызвало в Англии такой скандал, что британское правительство срочно собрало необходимую сумму и перекупило предмет национальной гордости у американского коллекционера. Но знаменитое полотно было похищено вскоре после того, как заняло свое законное место в Национальной галерее. Похититель требовал за картину выкуп в размере той же суммы, за которую она была выкуплена у Райтсмена, и утверждал, что отдаст все деньги на благотворительность. В 1965 похититель - безработный, в прошлом водитель автобуса Кемптон Бантон - добровольно вернул полотно, отправив информацию о местонахождении картины в газету Daily Mirror. За свое необычное преступление Бантон был приговорен к трехмесячному тюремному заключению.
2. Пьеро делла Франческо, «Бичевание Христа»
Родина живописи Италия также «славится» громкими кражами предметов искусства. Так, в художественной галерее во дворце Ducal в Урбино местные воры, не разработав никакого предварительного плана действий, вырезали из рам мировые шедевры: две картины Пьеро делла Франческо «Бичевание Христа», «Мадонна Сенигаллия» (Madonna di Senigallia) и полотно Рафаэля. Мировая пресса немедленно окрестила это преступление "кражей века". Осознав, что такие известные картины продать даже на черном рынке практически невозможно, преступники оставили полотна в Швейцарии, где они и были найдены неповрежденными в марте 1976 года.
3. Ренуар, Моне, Коро - различные картины
13 октября 1985 года из музея Мармоттан в Париже было похищено девять шедевров живописи, принадлежащих кисти Моне, Ренуара и Коро, в том числе "Купальщицы" Ренуара и легендарное полотно Клода Моне "Впечатление. Восходящее солнце", которое и дало название направлению импрессионизма (впечатление - «impression»). Вооруженные грабители в масках ворвались в музей, пригрозив посетителям и охранникам, заставили их лечь на пол, сняли со стен нужные им картины и скрылись в неизвестном направлении. Общая стоимость похищенного, по оценкам экспертов, составила 20 миллионов долларов. Вначале полиция приписала громкое преступление радикальной группе Action Direct, но дальнейшие события опровергли эту версию. Дело в том, что годом ранее, в 1984, из небольшого музея в французской провинции были похищены несколько картин французских импрессионистов, которые впоследствии были найдены в Японии, у известного гангстера Shuinichi Fujikuma, что навело полицию на мысль о его причастности к краже в Мармоттане. Эта версия подтвердилась, когда Fujikuma стал предлагать похищенные картины известным коллекционерам. Но уникальность всемирно известных шедевров и шум, поднятый прессой вокруг ограбления, сделали невозможной их перепродажу, и преступники, чтобы не попасть в руки Интерпола, решили избавиться от картин. Полицейское расследование велось пять лет и в 1990 году украденные полотна были обнаружены на заброшенной вилле на юге Корсики.
4. Погребальная маска
В декабре 1985 охранники Национального музея антропологии в Мехико, проводя очередной обход, обнаружили, что с семи выставочных витрин аккуратно срезаны стеклянные крышки, а бесценные экспонаты исчезли. Воры похитили более 140 уникальных произведений искусства, в том числе золотые и нефритовые украшения майя, ацтеков и сапотеков, а также вазы и скульптуры. Оценить ущерб, нанесенный музею, было практически невозможно: стоимость одной лишь вазы времен индейцев майя куратор музея Felipe Solis оценил в более чем 20 миллионов долларов. Размер большинства похищенных экспонатов не превышал 3 сантиметров, благодаря чему спрятать и перевезти их в одном или двух чемоданах не составляло большого труда. С тех пор была обнаружена и возвращена музею лишь одна из жемчужин коллекции - погребальная маска.
5. Жан Батист Шарден, «Натюрморт с корзиной лука»
В 1988 году в Нью-Йорке из частной художественной галереи Colnaghi были похищены 18 картин и 10 рисунков, числе которых два полотна кисти фра Беато Анжелико, застрахованные на сумму 4 миллиона долларов, и шедевры Шардена, в том числе «Натюрморт с корзиной лука». Воры пробрались в галерею через стеклянную крышу здания, спустившись в зал с помощью обыкновенной веревки. Общую стоимость исчезнувших картин эксперты оценили в 6-10 миллионов долларов. Как оказалось, выкрасть картину из частной галереи гораздо проще, чем из музея, а добыча может быть не менее богатой. За 20 лет усилиями полиции было найдено только 14 полотен.