Происхождение и положение в обществе давали ему возможность заниматься чем угодно. Он мог стать математиком или астрономом, путешественником или изобретателем. А стал певцом падших цветов городского дна. Алкоголиком, сифилитиком, завсегдатаем грязных борделей, другом всех распутных девок Парижа, позором семьи.
Великим художником, мастером цвета и оттенка, провокатором в живописи, человеком, привнесшим в благополучный мир мазков и кистей черную отвратительную истину отверженных и презираемых. Искренним художником, который раскрасил эту истину, сделал ее живой и вызывающей сострадание.
Знакомьтесь: один из самых скандальных художников, Анри Мари Раймон, граф де Тулуз, виконт Лотрек. Жалкий карла и великан одновременно, восхитительный и омерзительный. Один из самых дорогих постимпрессионистов: картина «Прачка», написанная им в 1889 году, была продана на нью-йоркском аукционе Christie's за $22,4 миллиона. Его же «Бал в опере» 1893 года приобрели за 10 миллионов долларов.
Видимо, у него был какой-то сбой в генах, может, даже страшная болезнь - кто теперь скажет? Еще подростком его ноги перестали расти, испортившийся обмен веществ изуродовал тонкое аристократическое лицо, хворь почти отобрала зрение. С юных лет молодой Анри вынужден был носить пенсне и постоянно испытывал сильнейшие физические боли. Но мучения душевные были куда ужаснее: в дворянском кругу не принято быть карликом, уродцем. Даже не так: уродом моральным - будьте, пожалуйста, коль на то воля ваша! Но чтобы спина ровная, ноги длинные, кудри густые да роскошные, пальцы тонкие, нос с горбинкой, глаза с блеском, рост прекрасный и фигура пропорциональная. И чтобы никаких уродств, никаких отклонений.
Отец отказался от сына-гнома, мать смирилась, свет не принял. Анри, чтобы не сойти с ума и не повеситься от одиночества, попробовал рисовать. Вся жажда жизни, темперамент, воля, фантазия легли на полотно. Его учителя отказывались от него, потому что боялись его экспрессии и таланта. Отец не признавал таланта сына, называл его холсты «мазней», и требовал, чтобы тот взял псевдоним. Анри сопротивлялся... сначала. Позже он стал подписываться анаграммой своей фамилии - Трекло или же совсем не ставил подписи.
Когда жить в родительском доме стало совсем невмоготу, молодой граф переехал в город греха - в Париж. Снял дешевые меблированные комнаты недалеко от Монмартра и окунулся в распутную жизнь. Больше никто не видел его трезвым и без кисти. Именно здесь он создал великие шедевры, здесь он рисовал своих моделей: дам полусвета, танцовщиц, проституток, клоунесс, фабричных работниц. Он - завсегдатай кабаков и многочисленных парижских «мельниц» - Мулен Руж, Мулен-де-ла-Галетт, Элисе-Монмартр - известных ныне кабаре.
Здесь появились "В Мулен Руж", "Ла Гулю, входящая в Мулен Руж", "В салоне на улице де Мулен". Затем он увлекся литографией, вышли в свет его альбомные серии.
В своих литографиях Лотрек обессмертил ярких, но эфемерных звезд Монмартра, гротескно заострив суть их творческой индивидуальности, передав ритмы их танцев и песенок. В итоге кропотливых штудий натуры, поисков единственного, точного жеста перед зрителем возникали «королева радости» Ла Гулю, надменно-жеманная Жанна Авриль, острохарактерная до карикатуры певица Иветт Гильбер, похожая на гейшу Мэй Бельфор, кукольная Мэй Мильтон, утонченная и стремительная Марсель Линдер, полная энергии клоунесса Ша Ю Кау и воплощающий всю гордость и достоинство артиста Аристид Брюан. Постепенно Париж признает мастера: то, что ранее с трудом удавалось продать за десятку, отрывают с руками за тысячи франков. О Лотреке пишут газеты, ему посвящают пьесы, о нем шепчутся.
Болезнь и излишества приводят его в клинику. По памяти он пишет серию цирковых сцен - темных, будто бы в предчувствии скорой кончины. Он умирает в возрасте 37 лет после инсульта, полностью парализованный и ослепший. Париж не оплакивал его - подумаешь, еще один уродец...
Тулуз-Лотрек оставил 600 живописных работ, несколько сот литографий, 31 плакат, 9 гравюр сухой иглой, 3 монотипии, тысячи рисунков и набросков. После смерти художника его картины постоянно росли в цене. Часть горького опыта творца, запечатленная в цвете - один из лучших способов сохранить и приумножить свои деньги. Что же, художники умирают. Шедевры остаются.
Наталия Руденко