Майолика - это особый вид глиняной декоративной керамики, которая изготавливается вручную, обжигается и покрывается цветной глазурью. Примерно такое определение майолики можно встретить в различных словарях. Однако они не упоминают, что майолика - это сияющий блеск, это богатство красок, цветов и оттенков, которое издревле украшало и королевские дворцы, и богатые дома, и культовые сооружения.
Европейские центры
Образцы керамики, покрытой глазурью, были найдены на территории Месопотамии, Древнего Египта, Персии. С Востока технология попала в Испанию, где стала очень популярной. Глазурованная керамика переправлялась отсюда в Италию, в порт на острове Майорка. Считается, что от его названия и возник термин «майолика». Именно итальянский мастер Лука дела Робиа однажды нанес на плитку белую глазурь и увидел, что в итоге получилась очень красивое, сверкающее изделие. С тех пор майолика стала активно использоваться для украшения архитектурных сооружений.
В настоящее время европейские центры по производству майолики - это Италия и Голландия. Итальянские изделия - изысканные, матовые, как правило, желтых или сине-зеленых оттенков, которые создают в помещении атмосферу тридцатых годов и идеально подходят для классического интерьера. В Италии до сих пор существует несколько школ майолики. Так, изделия, изготовленные в Сиене, отличаются красочностью и гротескными рисунками, мастера Урбино предпочитают наносить небольшие рисунки на молочно-белый фон, а характерные черты майолики Фаэнцы - маленькие узоры на синем фоне, расположенные по периметру плитки.
Голландская майолика отличается яркими, контрастными цветами с изображением геометрических форм, животных или растений. Яркий пример подобного декорирования - дворец Меньшикова в Санкт-Петербурге. Здесь есть уникальные помещения, где майоликой выложены не только стены, но даже потолок (на отделку здания ушло тридцать тысяч плиток). Аналогов таких интерьеров нет - даже в самой Голландии было принято украшать майоликой лишь отдельные панели или выполнять небольшие композиции на стенах.
Русская майолика
Расцвет изготовления майолики в России связан, в первую очередь, со знаменитой Гжелью, где выпускались бело-синие предметы быта и интерьера из обожженной глины. Другой центр майолики - Ярославль. Здесь производились фантастической красоты цветные изразцы для украшения печей, стен домов и храмов. В настоящее время старинные традиции производства не утеряны - в Ярославле действует мастерская, художники которой выпускают сувениры, статуэтки, игрушки и по-прежнему расписывают каждую фигурку вручную.
Новое направление работы художников - украшение интерьеров: каминных полок, шкафов, стен домов, изготовление шкатулок и подсвечников, декоративных ваз, барельефов, настенных кашпо и даже картин. Русская майолика отличается особой душевностью, мягкостью, поэтому она не просто украшает помещение, а наполняет его особым светом, теплом и самобытностью.
Глиняное волшебство
Как и много веков назад, для производства майолики в настоящее время используются только натуральные компоненты - глина, окись железа и кварцевый песок. Из них готовится масса, которой затем придается определенная форма. Заготовка сушится, после чего на нее наносится рисунок и глазурь, затем изделие подвергается двойному обжигу при очень высоких температурах: для закрепления формы и для покрытия глазурью.
Именно в обжиге и заключается главная сложность в производстве майолики, ведь краски могут поменять прочность, текстуру и даже цвет. Затейливые работы, предполагающие использование большого количества оттенков, тонов и полутонов, могут выполнить только мастера очень высокого уровня. Кроме того, керамика - пористый материал, поэтому нанесенные краски впитываются очень быстро, а значит - удалить их впоследствии уже невозможно. Поэтому удивительно чистая, прозрачная, блестящая красота керамики - результат нелегкого труда и истинного мастерства.
Впрочем, было бы неправильным говорить о майолике как об определенном технологическом алгоритме, ведь каждое изделие - это душа мастера, которую он открывает миру через свое творчество.
Дарья Цветкова