Конечно, при упоминании Куинджи какие-то ассоциации у определенной части населения возникают - мол, что-то связанное с XIX веком, что-то связанное с живописью, вроде как художник какой-то... А между тем современниками Архип Иванович Куинджи совершенно заслуженно считался одним из самобытнейших художников, дарование которого ставит его в один ряд с крупнейшими европейскими художниками последних полутора столетий.
Разрисованные малороссийские заборы...
Архип Иванович Куинджи родился 15 января 1841 года под Мариуполем, на азовском побережье Малороссии. Мариуполь традиционно известен значительной греческой диаспорой, вот и отец будущего художника, Иван Христофорович, по основной своей профессии сапожник, а для прокормления семейства еще и хлебопашец, был российским подданным греческого происхождения. Впрочем, многого об отце не мог бы рассказать при всем желании и сам Куинджи, ведь Иван Христофорович скончался в 1846 году, а совсем скоро умерла и мать Архипа. Таким образом, очень рано мальчик остался сиротой, вынужденным кочевать из дома старшего брата Спиридона в дом тетки, и обратно. Разумеется, ему с ранних лет пришлось зарабатывать себе на хлеб, подрабатывая то на строительстве церкви, то пастухом гусей, то подсобным помощником.
И с юного возраста Архип рисовал - чем угодно, камнями, углем, кирпичами, и на чем угодно - на земле, на стенах домов, на заборах. Так что иногда нужно внимательнее смотреть на заборы - вдруг там, помимо привычных не слишком цензурных надписей обнаружатся первые художественные опыты нового Куинджи? В конце концов хлеботорговец, у которого Архип работал мальчиком на побегушках, обратил внимание на талант паренька, и показал его работы знакомому художнику. Тот, в свою очередь, посоветовал пятнадцатилетнему юноше податься в ученики к великому художнику-маринисту Ивану Айвазовскому, который с семейством жил относительно недалеко от Мариуполя, в крымской Феодосии.
И в течение двух месяцев Куинджи формально являлся учеником Айвазовского. Впрочем, если присмотреться к этому «ученичеству» повнимательнее, то окажется, что в мастерскую Архипа ни разу не пустили, а занимался он тем, что красил заборы и растирал краски. Хотя справедливости ради нужно сказать, что интерес к насыщенной морской колористике Куинджи во многом перенял у великого Айвазовского. Но это все в будущем, а пока же Куинджи в течение нескольких лет работал ретушером в фотографических мастерских Мариуполя и Одессы (то есть был тем человеком, который в соответствии с пожеланиями клиентов раскрашивал и приукрашивал черно-белые снимки) и мечтал, мечтал, мечтал о том, чтобы стать художником...
Настоящий волшебник от живописи
Архип Куинджи в 1860 году отправился в столицу, в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Академию художеств и стать настоящим художником. Однако у молодого человека совершенно не было так называемой технической базы - да и откуда ей взяться у бедного мальчика-сироты, толком не посещавшего ни одного учебного заведения? И раз за разом его попытки поступления в Академию художеств заканчивались неудачей. Чтобы выжить, Куинджи вынужден подрабатывать ретушером в фотографических мастерских. Удивительно, но молодой человек не отчаялся, напротив - на долгое время засев в своей комнатушке, он с огромным старанием писал картину «Татарская сакля в Крыму», где не только проявил задатки удивительного таланта, восторженной любви к свету и умения этим светом играть на холсте, но и прорисовал каждую деталь с высокой степенью технического мастерства. Выставленная на академической выставке, эта картина не оставила равнодушными профессоров Академии и в 1868 году Архип Куинджи наконец-то стал вольнослушателем Академии художеств.
Затем на почти полтора десятилетия наступило время, когда едва ли не каждый год Куинджи изумлял и повергал в восхищение и своих собратьев-художников, и академических критиков, и широкую просвещенную публику. Однако особняком стоят две его картины - «Украинская ночь», выставленная в 1876 году, и «Ночь на Днепре», представленная публике в 1880 году.
Но на пике своей славы, в 1881 году, после очередного громкого успеха, обусловленного картиной «Березовая роща», Архип Иванович Куинджи прекратил активную выставочную деятельность. Он сосредоточился на уединенной работе в мастерской, на разработке теоретических основ живописи, на активной помощи начинающим художникам, на воспитании учеников. В начале 1900 года он пожертвовал более 250 тысяч рублей (огромные по тем временам деньги) на помощь начинающим талантливым художникам. К сожалению, последние годы жизни Куинджи были омрачены болезнью сердца, которую Архип Иванович, в остальном чувствовавший себя замечательно, тяжело переживал. Великого художника не стало 11 июля 1910 года.
Александр Бабицкий