История парфюмерной линии дома Christian Dior началась в 1947 году, когда Диор в сотрудничестве с другом детства Сержем Хефтлером-Луише вскоре после триумфа коллекции «New Look» создал аромат Miss Dior. «Первая ласточка» парфюмерной коллекции Кристиана Диора стала основой оригинальной традиции - за последующие десятилетия дом Dior выпустил еще шесть ароматов, в названии которых содержалось название бренда в различных его вариациях: Diorama, Diorissimo, Diorling, Diorella, Dioressence и Dior Dior. Ряд ароматных «производных» Dior завершился лишь с появлением в 1985 году революционного Poison.
Несмотря на общность названий, каждая из «производных» Dior становилась настоящим событием в мире парфюмерии. Над созданием первых ароматов серии работал парфюмер Эдмон Рудницка, один из самых талантливых парфюмеров пятидесятых, учившийся у самого Эрнеста Бе, создателя легендарных духов Chanel №5.
Появившийся в 1949 году, спустя два года после Miss Dior, аромат Diorama знаменитый парфюмерный критик Лука Турин впоследствии называл «ароматом, созданным для богини, а не для женщины». Ставший первым шипровым ароматом дома Dior, Diorama напоминал Le Parfum De Therese, созданный тем же Эдмоном Рудницка для дома Frederic Malle. Diorama отличался необычайно сложной формулой - чувственной, искушающей пряными нотами перца, гвоздики, корицы, мускатного ореха и анималистичным аккордом цибета и мускуса.
В 1956 году на свет появляется очередная новинка серии Dior - аромат Diorissimo, ставший еще одной революцией в мире парфюмерии. Рудницка построил аромат на ноте ландыша - цветка, считавшегося талисманом Кристиана Диора , и Diorissimo стал первым в мире ароматом с нотами ландыша. Для того чтобы создать духи с ароматом ландыша, парфюмеру пришлось искусственно синтезировать цветочную ноту - получение эссенции ландыша на тот момент не представлялось возможным. Создавая Diorissimo, Эдмон Рудницка отказался от канонов парфюмерии пятидесятых, полагавшейся на использование гурманских сладких нот: «Мы не только сравниваем парфюм с гурманской кухней, но и вкладываем в него слишком много ингредиентов, делая аромат слишком сложным», отмечал парфюмер. В итоге парфюмерная композиция Diorissimo включила ноты бергамота, ландыша, иланг-иланга, жасмина, сандала, цибета и зеленый аккорд.
Созданием аромата Diorling, выпущенного в 1963 году, занимался парфюмер Поль Вашер, принявший участие в разработке самого первого аромата французского бренда, Miss Dior. Diorling представлял собой оригинальный шипровый аромат с интенсивным, но элегантным аккордом кожи. Аромат кожи в Diorling остается стойким до самого конца, постепенно смягчаясь нежным аккордом белых цветов, дубового мха и пачули.
Следующим ароматом серии Dior стал Diorella, созданный Эдмоном Рудницка и ставший самым любимым детищем знаменитого парфюмера. Представленный в 1972 году, Diorella стал своеобразной женской версией выпущенного в 1966 году классического мужского парфюма Eau Sauvage и также, как за десятилетие до этого Diorissimo, отражал намерение Рудницка упростить подход к созданию ароматов. Сам парфюмер, впрочем, отказывался считать Diorella женской версией Eau Sauvage, сравнивая свое творение скорее с вышедшим в 1952 году Dior Eau Fraiche. Парфюмерная композиция Diorella включила ноты лимона, базилика, бергамота, дыни, жасмина, розы, цикламена, дубового мха, ветивера, мускуса и пачули.
Гай Роберт, парфюмер, подаривший миру такие знаменитые ароматы, как Hermеs Calеche и Rochas Madame Rochas, в 1979 году выпустил для дома Dior аромат Dioressence. Задачей парфюмера было создание «анималистичного» аромата, который мог бы соответствовать слогану «le parfum barbare», что в переводе с французского буквально означает «варварский парфюм». Парфюмерные критики назвали получившееся творение Роберта практически идеальным воплощением идеи анималистичного аромата - роскошный, чувственный и резкий, пряный и невероятно соблазнительный.
Завершивший коллекцию «производных» Dior аромат Dior-Dior оказался единственным за всю историю парфюмерии французского дома сокрушительным провалом. Созданный все тем же парфюмером Эдмоном Рудницка, Dior-Dior достаточно быстро был снят с производства, так и не сумев завоевать любовь публики. Сложно сказать, что именно стало причиной провала заключительного аромата серии - древесно-цветочная композиция ли, непопулярная в эпоху становления шипровых ароматов конца семидесятых, или же, наконец, пришедший в индустрию парфюмерии глобальный маркетинг, заставивший парфюмерные бренды уделять куда большее внимание дизайну флакона и продвижению своих новинок.
Татьяна Смирнова