Усиление конкуренции, появление новых способов ведения бизнеса, разработка и усовершенствование программных продуктов - эти и многие другие факторы вынуждают предприятия, работающие на современном рынке, уделять особое внимание собственному развитию. Важный шаг в этом направлении - корпоративное обучение, без которого ни одна крупная фирма в настоящее время существовать не может.
Что это такое
Корпоративным обучением называют повышение квалификации, получение новых умений и знаний сотрудниками одной компании. Цель его - не только увеличение эффективности работы каждого и всей фирмы в целом, но и формирование единой команды, усиление «корпоративного духа». Не менее важна и мотивация, ведь корпоративное обучение позволяет почувствовать заботу руководства о работнике и его соответствии требованиям современности.
Иногда обучение персонала является обязательным условием развития предприятия. Так, например, чтобы получить сертификат международной системы качества, фирма должна иметь постоянно действующую систему повышения квалификации сотрудников, также это одно из обязательных условий долгосрочного партнерства со многими зарубежными компаниями.
Формат обучения
HR-специалисты сходятся во мнении, что обучение сотрудников должно быть постоянным, то есть задача руководителя или менеджера по персоналу (который в крупных компаниях может выполнять роль тренера) - разработать систему повышения квалификации, а не отдавать предпочтение «одноразовым» мероприятиям.
Особенно это становится актуальным, если речь идет о тех работниках, условия труда которых регулярно изменяются. Это, например, бухгалтеры, вынужденные постоянно быть в курсе законодательных новшеств, или сотрудники IT-службы, в обязанности которых также входит мониторинг появляющегося на рынке современного программного обеспечения.
Однако иногда может возникать и потребность в единовременном тренинге или семинаре - например, если в ассортименте производимой предприятием продукции появляется новый товар, для отдела продаж устраивается товарный тренинг.
Бизнес-тренинги
Самой популярной формой корпоративного обучения являются бизнес-тренинги. Как правило, они нацелены на отработку определенных профессиональных навыков - таких, например, как ведение переговоров, презентация продуктов, привлечение новых клиентов, работа с дебиторской задолженностью и так далее. Эта форма обучения довольно интенсивная (обычно от одного до пяти дней), причем она сочетает получение теоретических знаний с отработкой умений использовать их на практике (например, при помощи деловых игр).
Многие тренинговые компании в настоящее время предлагают и занятия специально для топ-менеджеров, на них формируются и отрабатываются в первую очередь навыки управления персоналом. Еще одна разновидность корпоративного обучения - так называемые тренинги личностного роста, главная цель которых - изменение системы ценностей сотрудников (например, формирование уверенности в себе или креативности).
Согласно статистике, самыми востребованными в настоящее время являются тренинги для руководителей высшего и среднего звена, для торговых представителей и технического персонала. Наиболее актуальная тематика - эффективные продажи, проведение презентаций и переговоров, основы маркетингового подхода к продвижению товаров на рынке.
Дистанционное обучение
Одной из самых современных форм корпоративного обучения является дистанционное (e-learning), которое предполагает использование возможностей интернета. Оно может осуществляться как с помощью специальных образовательных порталов, так и с применением электронных носителей, на которые записывается заранее подобранная информация, практические задания, тесты и так далее.
Подобные формы обучения наименее затратны по сравнению с очными тренингами, кроме того, они позволяют не отрывать сотрудников от рабочего процесса, давая им возможность осваивать материал в удобное время. Важен и тот факт, что руководитель организации может по своему усмотрению составлять программу таких удаленных курсов, уделяя повышенное внимание наиболее важным вопросам.
Какую бы форму корпоративного обучения ни выбрала компания, очень важно реализовать связь теории и практики - создать условия, в которых сотрудники смогут применить полученные знания и таким образом доказать их эффективность. Только в этом случае информация станет активной и по-настоящему необходимой.
Дарья Цветкова