Реформы в структуре высшего образования стали реакцией на важную проблему современности – качество образования в постсоветских вузах оказалось значительно ниже уровня ведущих университетов мира. Вопрос критериев его оценки оставляет множество разночтений. Как измерить качество образования количественными показателями при составлении национальных рейтингов вузов?
Арифметические гонки
В качественном образовании заинтересованы все стороны, участвующие в процессе – государство, общество, работодатели, преподаватели и сами учащиеся. И при этом каждый понимает качество по-своему, но, все же, есть общие критерии, позволяющие объективно говорить об оценке вуза. В разработанном по заказу ФАО рейтинге независимом рейтинге Интерфакса, анализировавшем лучшие вузы России в 2009, 2010 и 2011 году, например, выделялось шесть таких пунктов. К ним относятся научно-исследовательская, образовательная, социализаторская, инновационная и международная деятельность, а также степень разработки бренда. Наиболее значимыми критериями при этом являются наука и образование.
Здесь в первую очередь оцениваются сугубо количественные показатели – количество студентов, «компьютеров» (вес материально-технической базы), профессоров в преподавательском составе, средний проходной балл на факультеты и эффективность аспирантуры и докторантуры (процент защитившихся от поступавших). Гораздо сложнее оценить количественно уровень организации процесса образования, но это также делается (по максимуму нормирования). Оценивая «социализаторскую деятельность», учитывают наличие гуманитарных программ, предлагаемых для освоения в вузе, возможностей переобучения и повышения квалификации и соотнесения карьерных ожиданий студентов с последующим трудоустройством. Международная деятельность оценивается по ряду показателей, среди которых академическая мобильность сотрудников, степень влияния вуза за рубежом и объем привлеченных инвестиций из заграницы.
Заграница нам поможет?
Все вышеперечисленное и ранее учитывалось в рейтингах, например, в рейтинге Министерства образования РФ. Но к таким показателям как «инновации и их коммерциализации» и «разработка бренда» обратились относительно недавно – в связи с переходом образования на западные стандарты. Подсчет здесь также может вестись по простым количественным показателям – количеству зарегистрированных патентов или упоминаний вуза за рубежом. Критерии могут варьироваться и дополняться в зависимости от категории заведений. Обычно классические или юридические университеты принято рассматривать отдельно от лингвистических и педагогических вузов. Имеет свой смысл и ранжирование по регионам.
В целом, рейтинги говорят о многом, но в нескольких «топовых» списках один вуз вполне может оказаться на разных позициях. А обнаружив в сети рейтинг Национальных исследовательских университетов России, интересующийся по понятным причинам не найдет в нем МГУ. На первых местах в 2010 году в списке НИУ, кстати, были МФТИ, ТГУ (Томск) и НГУ (Новосибирск). Рейтинг Интерфакса, сформированный «по велению» цифр – весьма беспристрастен. Но оценка качества образования может быть как объективной, так и субъективной – например, когда баллы за работу вузу выставляют его же выпускники в интернете.
На западе рейтинги вузов часто отличаются по структуре. Так, например, привычный для российского глаза список с порядковыми номерами характерен для интернационального рейтинга WRU, заказываемого британской газетой Times Higher Education, или немецкого DAAD. В другом подходе – кластерном – вузы могут объединяться в несколько групп (как, например, три группы германского рейтинга «Штерн»), что сближает их статус с заведениями той же «весовой категории». Желающим поступить в американский колледж наверняка поможет рейтинг America’s Best Colleges, а не доверяющим газете Times - рейтинг их конкурента – Guardian - со скромным названием Good University Guide.
Ксения Жарчинская