Недостатки элитного образования: «Павлины, говоришь? Х-ха!»

11 Июня 2009

Недостатки элитного образования: «Павлины, говоришь? Х-ха!» Прежде, чем говорить о недостатках элитного образования, следует разделить два понятия: образование элитное и образование элитарное. К сожалению, в России склонны их смешивать, считая практически идентичными. Однако, это не так. Элитарное образование - образование, предназначенное исключительно для элиты общества. Оно характеризуется ограничением доступа. То есть, для того, чтобы получить образование элитарного типа, необходимы не способности или даже талант, а - определенное происхождение.

Элитное образование - это высокое качество образования. Такой тип образования характеризуется общедоступностью, и возможность его получения напрямую зависит лишь от способностей. Естественно, при платной форме обучения в элитных учебных заведениях, кроме способностей, требуются еще и определенные возможности (оплатить необходимую сумму). Но при наличии таланта, даже самые «непробиваемые» банки готовы предоставить кредит для получения такого образования.

Так, к примеру, стоимость обучения в Harvard Business School или в Stanford University GSB составляет около $35 тыс. в год, срок обучения - 2 года. Следовательно, для того, чтобы получить образование в этих учебных заведениях, необходимо минимум $70 тыс. Однако, стартовая зарплата, которая предлагается выпускнику Harvard Business School, редко составляет сумму менее $100 тыс. Конечно, банки с удовольствием дают «образовательные» кредиты тем потенциальным студентам, которые могут подтвердить наличие способностей (пройденные тесты, победы в профессиональных конкурсах, олимпиадах и т.д.).

Теперь, разобравшись, где элитное образование, а где элитарное, можно идти дальше.

Основная проблема российского элитного образования заключается именно в том, что оно приравнивается к элитарному. То есть - ограничение доступа к подобному типу образования, плюс - определенная образовательная программа.

Один из преподавателей элитного технического университета страны уверял, что выпускники элитарных школ к третьему курсу начинают «иметь довольно бледный вид» даже по сравнению с выпускниками прежних ПТУ (теперь эти учебные заведения громко называются колледжами). Он утверждал, что система образования элитарной школы поставлена таким образом, что будущая элита государства не имеет необходимых качеств для получения действительно элитного образования.

Действительно, школа выживания, в которой каждый человек «обучается» чуть не с младенчества, в элитарных учебных заведениях оторвана от реальной жизни, и, столкнувшись с реалиями, ученики «элит-класса» попросту теряются.

Кроме того, элитарные учебные заведения практически никогда не дают навыков работы в команде, не прививают своим выпускникам чувства ответственности перед коллективом. При этом образовательная программа является в большей степени умозрительной, столь же оторванной от практики, как и «школа выживания». Можно сказать, что элитарные учебные заведения России выращивают не практиков, а теоретиков, которых можно назвать «наблюдателями со стороны».

С этой точки зрения интересно обратить внимание на систему элитного образования за рубежом. Сразу становится очевидным, что западные элитные учебные заведения находятся исключительно в ведении государства. Они - открыты, то есть, в них можно поступить не только представителю определенного класса, но любому человеку, проявившему способности и таланты. При этом отношение как к сыну миллионера, так и к сыну мусорщика будет совершенно одинаковым и зависеть лишь от их усердия в учебе.

Известно, что элитные учебные заведения Великобритании до сих пор практикуют порку учеников, и даже принц Уэльский не избежал наказания. Англичане считают эту практику допустимой «на благо государства», так как по их мнению выпускники элитных учебных заведений в будущем станут у руля государства, а, следовательно, ставки очень высоки, и лучше в случае необходимости применить телесное наказание, чтобы не допустить у потенциальных руководителей некомпетентности или небрежности в работе, или - что еще хуже - небрежности в отношении к подчиненным.

Российская система элитного образования страдает от несовершенства программ, от излишнего пиетета по отношению к элитным ученикам. Результат - налицо.

Отечественной системе элитного образования следует брать пример с западной (особенно в том, что касается открытости и отношения к учащимся), а также с современных кадетских училищ России. Именно программа суворовских (а сейчас кадетских) училищ наиболее приближена к тому, чтобы выпускники этих учебных заведений становились настоящей элитой общества, ответственной перед государством и народом.

София ВАРГАН