Этикетом именуют сформулированный и принятый большинством участников свод коммуникативных правил и рекомендаций, который призван упорядочить общение и сделать его максимально содержательным. При этом этикет может быть формальным и неформальным, зафиксированным или стихийным. В наши дни интернет превратился в одну из основных сфер общения людей, так что возникновение сетевого этикета вполне обоснованно.
Принципы общения в интернете
Итак, сетевым этикетом является определенный набор рекомендаций по правилам и тональности общения в виртуальном информационном пространстве. Особенностью сетевого этикета является его универсальный и при этом разнообразный характер. Дело в том, что правила общения в Сети могут быть как достаточно общими, рекомендательными, так и строго фиксированными и обязательными для участников того или иного интернет-сообщества. В одном случае они остаются на совести участников общения, в другом жестко прописаны в правилах форума, группы, сообщества и так далее, а за нарушения этих правил следуют штрафные санкции.
В большинстве случаев принципы общения являются общепринятыми и включают в себя как общечеловеческие нормы уважительного взаимодействия, так и специфические правила, обусловленные спецификой интернета. К общим относится приверженность принципам вежливости в общении, недопустимость прямых оскорблений, нежелательность использования нецензурной лексики в той или иной, прямой или косвенной форме, стремление соблюдать грамотность в написании сообщений, следование основным нормам написания слов и построения предложений. Словом, те же самые постулаты, которые справедливы и для живого повседневного общения.
Но есть еще и специфические принципы сетевого этикета. Прежде всего, они касаются оформления своих текстовых сообщений в ходе сетевой коммуникации. Так, практически везде придерживаются правила о нежелательности набора сообщений в верхнем регистре (то есть большими буквами), а также в режиме транслита (когда русские слова набираются латинскими буквами). Помимо этого, при вступлении в некое сообщества (форум, группу, закрытый сайт и тому подобное) признаком хорошего тона считается не осыпание присутствующих миллионом вопросов по устройству и функционированию сообщества, а внимательно изучение его правил, раздел «Помощь», FAQ - обычно там отражены наиболее актуальные моменты.
Кроме того, при выборе собственного псевдонима (ника) настоятельно рекомендуется выбирать такие слова и обозначения, которые не были бы оскорбительны для других участников и конкретно указывали на пол человека, носящего этот ник. Категорически не приветствуется откровенная грубость и провокация на создание конфликтной ситуации, что далеко не редкость в интернете, а также распространение несогласованной с администрацией сообщества рекламы и спама.
Главные понятия сетевого этикета
Интернет как площадка для общения и вообще новое «место жительства» сотен миллионов людей по всему миру, оказался весьма привлекательным начинанием. И то, что в процессе его развития, по мере подключения к нему все большего числа людей появились такие обозначения для форм общения, каких не было прежде в общении обычном, вполне естественно. Ныне уже нередко можно услышать, как активные пользователи интернета, в первую очередь юное поколение, переносят понятия сетевого этикета в реальное общение. Так что ознакомиться с этими самыми понятиями будет отнюдь не лишним.
Прежде всего, это флуд - сообщения, не несущие непосредственной смысловой нагрузки или по своему значению не имеющие ничего общего с обсуждаемой в данный момент в данной точке сетевого пространства темой. Это могут быть как односложные реплики, вроде бы выражающие согласие, удивление, возражение и так далее, которых легко можно было бы избежать без ущерба для смыслового наполнения беседы. Также флудом являются пространные и развернутые сообщения, которые либо не относятся к данной теме, либо представляют собой просто неконтролируемый поток сознания. Причиной флуда может быть что угодно: скука, желание привлечь внимание, просто стремление хоть как-то высказаться, вне зависимости от темы.
То, что в сетевом этикете называют флейм, в реальном общении также хорошо известно в форме спора, когда спорящие уже забывают о предмете разногласия и просто впадают в перепалку. В интернете же флейм отягчается тем, что он может вестись сколь угодно долго времени, даже с перерывами, и к нему могут подключаться все новые и новые участники, по тем или иным причинам решившие ввязаться в словесную потасовку. Флейм для общения в Сети вреден тем, что не способствует конструктивному решению вопросов и отвлекает участников общения от важных тем.
По поводу такого понятия, как оффтоп, существуют разные мнения: одни считают его составной частью флуда, другие признают за этим сетевым явлением самостоятельный характер. Дело в том, что оффтоп представляет собой высказывание не по теме, затрагивающий вопросы, которые в контексте данного конкретного обсуждения не имеют никакой ценности. Таким образом, сходство с флудом очевидно. Однако в большинстве случаев флудом считается намеренное, специальное непопадание в тему, тогда как оффтоп в большинстве случаев является явлением случайным, следствием неопытности или некомпетентности пользователя.
Наконец, жизнь на интернет-форумах создала такое явление, как оверквотинг, которое можно определить как избыточное цитирование. Оверквотинг возникает тогда, когда посетитель форума использует функцию цитирования, чтобы процитировать масштабное сообщение кого-либо из других участников лишь для того, чтобы под ним поставить свое оценочное суждение - «круто! красавчик! согласен на все сто! ерунда! бред!» и тому подобные. Такой прием загромождает визуальное пространство форума и раздражает остальных.
Александр Бабицкий