Атмосфера Недели высокой моды в Париже, прошедшей в конце января, стала куда более скромной и сдержанной - мировые дома моды чутко отреагировали на экономический спад, который повлек за собой глобальный кризис. Кроме того, неделю показов коллекций haute couture омрачило и отсутствие одного из самых ярких и талантливых кутюрье - Кристиана Лакруа , впервые за два последних десятилетия не представившего новую коллекцию haute couture на парижском подиуме из-за банкротства дома.
Несмотря на общую атмосферу сдержанности, Неделя высокой моды в Париже привлекла немалое количество голливудских звезд - актриса Энн Хэтэуэй появилась на показе новой коллекции Armani Prive, Кайли Миноуг наблюдала за демонстрацией новых творений Christian Dior, а Клаудиа Шиффер и Шарлотт Гейнсбург поддержали своим появлением новую коллекцию Карла Лагерфельда для Chanel.
Впрочем, главным событием парижской Недели моды стало отнюдь не появление голливудских знаменитостей, а роскошные коллекции. Карл Лагерфельд в новую коллекцию haute couture для Chanel включил серию безупречных ансамблей мягких пастельных оттенков, добавив им очарования с помощью тонкой серебристой вышивки. Джон Галльяно в новой коллекции Dior обратился к богатейшей истории дома, продемонстрировав как всегда роскошные наряды с некоторой долей театральной пышности. Жан-Поль Готье неожиданно обратился к теме Мексики и передающим ее атмосферу этническим деталям - полосатым пончо, сомбреро, бахроме и замше.
Несмотря на всю красоту коллекций, продемонстрированных на парижском подиуме, судьба индустрии высокой моды, гордости Парижа и Франции, остается туманной - попытки французских властей поддержать высокую моду не изолировали индустрию от разрушительного воздействия глобального кризиса.
Еще прошлой осенью вследствие внушительных долгов парижский суд вынужден был остановить деятельность легендарного модного дома Christian Lacroix, оставив самого Лакруа фактически без работы. Рассуждения о дальнейшей судьбе знаменитого бренда с этого момента превратились в одну из самых популярных тем для обсуждения в Париже. Несколько недель назад возникли слухи о том, что парижский суд может заставить Лакруа продать с аукциона внушительную коллекцию ансамблей из архивов дома. И хотя эти слухи не подтвердились, дом Christian Lacroix все-таки вынужден был организовать аукцион мебели, в 1987 году созданной французскими декораторами Элизабет Гарусте и Маттиа Бонетти для салонов Christian Lacroix haute couture.
Отсутствие Кристиана Лакруа уже ощущается: с уходом кутюрье лишь дюжина модных домов, занимающихся созданием коллекций haute couture, продолжает существовать сегодня. Большинство таких брендов - это закрытые компании, управляющиеся французскими семьями и в основном продающие эксклюзивные свадебные платья клиенткам из Франции. Традиционные же дома высокой моды - Yves Saint Laurent, Balmain и Jean-Louis Scherrer - в последние годы сократили или полностью отказались от создания коллекций haute couture из-за сложной экономической ситуации. В результате сегодня развитием высокой моды занимаются лишь единицы - Chanel, Christian Dior, Givenchy, Valentino, Jean Paul Gaultier и Armani, что заставляет модных критиков называть высокую моду «умирающим искусством».
«Кутюр - больше не индустрия», утверждает Дидье Грюмбах, президент французского Синдиката высокой моды, контролирующего индустрию моды Франции - «это находчивость и услуга. С точки зрения индустрии высокая мода пришла в упадок».
Утверждение президента Синдиката высокой моды подкрепляется весомыми аргументами: большинство парижских домов, занимающихся созданием коллекций haute couture, работают себе в убыток - даже Chanel и Dior, тратящие миллионы ежегодно на создание коллекций и декораций для грандиозных кутюрных показов.
По словам Дидье Грюмбаха, сегодня высокая мода - это скорее реклама: «Для Франции кутюр - символ индустрии роскоши. Только поэтому высокая мода так важна».
Основная проблема, с которой сталкиваются современные кутюрье - это поиск клиентов: из-за кризисной экономической ситуации даже постоянные покупательницы творений haute couture из США сегодня отказываются от приобретения новых ансамблей, стоимость которых более чем высока. Так, например, начальная цена костюма из коллекции Chanel haute couture составляет порядка 30 тысяч евро. По словам Камерон Сильвер, лос-анджелесского эксперта по винтажной модной одежде, одевавшей бесчисленное количество голливудских звезд для красной дорожки, в этом году у парижских кутюрье оказалось намного меньше клиентов: «Сегодня никому не нужна высокая мода», отмечает она.
Разумеется, представители домов моды не раскрывают информацию о состоянии дел, однако даже они признают, что количество клиентов парижских кутюрье из США в прошлом 2009 году значительно снизилось. Представители Chanel не так давно подтвердили, что коллекции haute couture стали меньше интересовать американских покупательниц. Это, впрочем, вовсе не означает, что легендарный французский дом испытывает недостаток в клиентах - на смену покупательницам из США пришли клиентки из стран Азии и Восточной Европы.
Хотя высокая мода все больше интересует покупательниц из стран Азии, парижским кутюрье, тем не менее, все труднее привлекать новых клиентов и прессу на показы Недели высокой моды. Недавно Синдикат высокой моды предпринял попытку сделать Неделю высокой моды более ярким событием, предоставив молодым дизайнерам возможность демонстрировать свои роскошные коллекции prêt-a-porte наряду с коллекциями haute couture знаменитых кутюрье. А в новом сезоне организаторы Недели высокой моды воспользовались еще одной тактикой - впервые за всю историю парижской моды свои коллекции наряду с модными брендами продемонстрировали самые эксклюзивные ювелирные дома Парижа, в том числе Cartier, Boucheron, Van Cleef and Arpels. Такой способ привлечения внимания к Неделе высокой моды стал очевидным сигналом того, что высокая мода, будучи предоставлена самой себе, находится под угрозой забвения. Бриллианты же, как известно, вечны.