«Самые дорогие и изысканные наряды» - так большинство людей, и в том числе эксперты в области моды, определяет понятие haute couture. В высокой моде главное – красота и тонкая работа; это одежда, о которой мечтает любая женщина. Вопрос в том, кто же носит одежду haute couture?
Статистика едва ли даст исчерпывающий ответ на этот вопрос. Дома высокой моды охраняют приватность своих клиенток с не меньшим рвением, чем Пентагон - тайну ядерного оружия. По сложившееся традиции Дома моды даже не разглашают точное число своих клиентов. Дело в том, что клиенток Домов моды можно в буквальном смысле пересчитать. В Домах моды всех клиентов знают по именам, как знают и все подробности их биографии.
Если верить статистике, опубликованной несколько лет назад, в 1960-х гг. численность клиентов всех Домов высокой моды приближалась к 15 000. В третьем тысячелетии это количество сократилось до 1500, или даже менее. Даже география проживания клиентов изменилась: раньше примерно 50% клиенток составляли американки, а сегодня большинство клиенток - жительницы Ближнего Востока.
Итак, на фоне растущего числа населения планеты, численность клиенток Домов высокой моды медленно, но неуклонно идет на убыль. Несмотря на то, что страны, некогда причисляемые к категории «бедных» и бесперспективных в отношении высокой моды (Китай и Южная Корея), сегодня являются основным рынком товаров класса «люкс» (наряду с Северной Америкой, Западной Европой и Ближним Востоком), создается впечатление, что высокая мода переживает не самые лучшие времена.
Коллекции haute couture сезона весна-лето 2008 вполне соответствуют высоким стандартам высокой моды и нашим ожиданиям - они утонченно-прекрасны, изысканны и желанны. Но кто те счастливицы, которые смогут их носить?
Показательный пример - «морская» коллекция Chanel, в которую вошли легкие, почти невесомые наряды, изысканные, женственные и романтические. В основу коллекции положен классический костюм Chanel; главный элемент - пиджак и его вариации. Как вы думаете, станет ли 24-летняя наследница мечтать о пиджаке, пусть даже от Chanel. Или же она скорее подумает, что эта одежда больше подходит для ее матери?
Если Karl Lagerfeld в Chanel вдохновило море, Chanel на создание последней коллекции вдохновили ангелы. В коллекции под названием «Ангел пролетел» (Аn Angel Passing By) Christian Lacroix использовал яркие цвета и цветочные мотивы. Округлые рукава-фонарики и пышные юбки - это ли нужно студентке для дружеской вечеринки или бала сестринства, в котором она состоит?
Giorgio Armani по-прежнему остается фаворитом обитателей голливудских холмов и всех, кто пытается им подражать, - на показе его последней коллекции высокой моды в первом ряду красовались обладательница «Оскара» Хилари Суонк и Софи Лорен. Ни одно значимое светское или кино-событие, будь то церемония вручения «Оскара» или Каннский кинофестиваль, не обходится без вечерних туалетов от Armani, поэтому вопросов о его клиентуре не возникает.
Джон Галльяно создал для Christian Dior уникальную коллекцию из 40 предметов, вдохновленную творчеством американского художника Джона Сингера Сарджента и в частности, портретом «Мадам Х». Эта коллекция несколько напоминает коллекцию «Мадам Баттерфляй», что оставляет ощущение дежа вю.
Возможно, в этом сезоне по-настоящему инновационной можно считать только коллекцию Adeline Andre. Одежду из этой коллекции вполне можно носить, хотя она не такая изысканная как туалеты от Giorgio Armani или Christian Dior. Ее знаменитый третий рукав - настоящее техническое чудо, если это понятие применимо к моде.
Как ни удивительно, но самые провокационные коллекции, которые наверняка привлекут внимание двадцатилетних девушек, представили Anne Valerie Hash и Riccardo Tisci для Givenchy. Мастерское использование Hash японского искусства оригами - изящная интерпретация тысячелетнего искусства, графические силуэты Tisci настолько современны, что, кажется, опережают моду.