Где и как начинается история рюкзака точно неизвестно, видимо он появился как более удобный вариант «котомки» - заплечной сумки. Но в конце XVIII - начале XIX века рюкзак становится очень распространенным среди военных. Тогда как руки должны быть либо свободны, либо заняты оружием, многие вещи необходимо нести с собой. И удобнее делать это за спиной, а не в карманах. Кстати, само слово «рюкзак» - немецкого происхождения: «Rucksack» в переводе означает мешок, который носится на спине.
После военных удобство рюкзака оценили спортсмены и туристы. Первым было удобно, что руки все время свободные, а вторым - гораздо легче нести большой вес на двух плечах, чем в одной руке. И это несмотря на то, что в послевоенные годы рюкзаки делались из тяжелого брезента и сами по себе весили немало. Однако времена меняются, материалы тоже. Поэтому когда началась всеобщая мода на спортивный образ жизни, спортивную одежду и аксессуары, рюкзаки повально вошли в моду. И на данный момент занимают огромное место в жизни современного человека. Особо часто на улицах можно встретить рюкзаки таких фирм как Adidas, Nike, Puma, Reebok, Dakine, Burton, Salewa, Tatonka, Deuter, сделанные из легкой и прочной ткани. При этом даже сумки под ноутбуки сейчас заменяют специальные рюкзаки для ношения компьютера за спиной.
Современные рюкзаки делаются не только из разных материалов, но и различных форм. Если не брать в расчет детские и декоративные рюкзачки, то остальные измеряются в литрах. Если бы все рюкзаки имели форму параллелепипеда, то все было бы просто: умножил высоту на длину и ширину, и все. Но формы различны, поэтому для измерения используется литровый стакан с песком - сколько таких стаканов поместится, таким и считается объем рюкзака. Однако у разных фирм рюкзак объемом 40 литров может быть разным. Это зависит от того, как мерялся объем: с карманами или без. Впрочем, рюкзаки одной фирмы измеряются только одним способом.
Помимо того, что рюкзаки могут иметь «подвал» или не иметь, они делятся на три основных вида. Но сначала о «подвале» - это небольшое отделение внизу рюкзака, доступ к которому можно получить с помощью дополнительной молнии. Некоторые считают это не очень удобным, потому что за счет усложнения системы теряется прочность. Другим гораздо удобнее открыть отделение снизу, чем копаться в глубине всего рюкзака, чтобы достать какую-то вещь со дна. Иногда такие «подвалы» (тубус из более тонкой ткани) делают вверху, это позволяет при необходимости увеличить объем рюкзака.
Три вида рюкзака подразумевают «колобок», станковый и «трубу». «Колобок» - это как таковой заплечная сумка круглой формы с двумя лямками. Сравнительно недавно такие рюкзаки называли «смерть туриста» или «смерть пионера» из-за их неудобного распределения центра тяжести - человек в таком нагруженном рюкзаке мог легко потерять равновесие. Также его огромным недостатком можно назвать неудобство носки: если в «колобок» положить что-то жесткое, то оно обязательно упрется в спину.
Станковый рюкзак снабжен алюминиевой или титановой станиной, которая перераспределяет нагрузку и придаёт рюкзаку форму. Собственно с одной стороны на станину крепится рюкзак, а с другой - плечевые и поясная лямки для перераспределения нагрузки. Такие рюкзаки больше и массивнее «колобков», но переносить в них что-то большое и тяжелое гораздо удобнее и легче.
Большинство современных туристических рюкзаков имеет форму «трубы», мягкую спинку из дышащего материала, удобные плечевые лямки, поясную лямку и, если рюкзак рассчитан на большой вес, то грудную лямку, соединяющую плечевые спереди. Такая система позволяет удобно распределить вес рюкзака по всему телу. Размер такого рюкзака может достигать 130 литров (для сравнения: станковые больше 100 литров практически не встречаются), но при этом благодаря легким тканям, его собственный вес не сильно большой.
Отдельно стоят различные спортивные рюкзаки, которые подбираются под определенный вид спорта. Это может быть рюкзак с креплением для лыж, облегченный рюкзак-сетка, рюкзак с вентилируемой спинкой или рюкзак с дополнительной налобной лямкой, позволяющий лучше чувствовать равновесие во время спуска на лыжах.
Болотова Лёля