Их любят и ненавидят, возносят до небес и подвергают критике, представляют как символ демократической эпохи и доказательство полного падения нравов: это простолюдины, вступающие в брак с членами королевских семей. Мы не станем рассказывать о личной участи тех, кто заключил морганатические браки. Мы попытаемся проанализировать столь редко поднимаемый вопрос о том, почему эти браки стали порядком вещей в наши дни и чем чреваты они в будущем. Мы поговорим о будущем монархической власти как таковой.
Проблема гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд, и не стоит сводить ее к спору о том, насколько «стильны» или «вульгарны» новоявленные принцессы и принцы-консорты. За разговорами о нарядах, шляпках, сумочках и туфлях в большинстве случаев скрываются личные симпатии и антипатии к простолюдинам, которые входят в королевские семьи, ведь не секрет, что многие из нас эмоционально идентифицируют себя с ними. Есть люди, которые всем сердцем на стороне простолюдинок, поскольку именно благодаря им сказка о Золушке становится реальностью. Видеть, как простая девушка возвышается до титула принцессы - почти стать принцессой. Разве грешно мечтать о том, как ты носишь корону, наряжаешься в роскошные платья и даешь большой прием? Этим людям очень нравятся подобные мечтания. Есть и те, кто придерживается совершенно противоположного, но не менее романтического мнения: принцы и принцессы должны непременно быть рождены в королевских семьях. «Голубая кровь» - источник особой ауры благородства, она выделяет человека из общей массы. Но это уже другая история.
Причины и последствия
История мезальянсов берет свое начало с тех пор, как британский король Эдуард VIII был вынужден отречься от престола, женившись на дважды разведенной американке . Это был первый в истории Великобритании морганатический брак, люди всего мира, главным образом, представители стран со статусом республик, горячо поддерживали эту пару и настаивали на праве Эдуарда жениться на любимой женщине. Они не понимали, почему Парламент отменил свое согласие на брак двух любящих сердец. Так Эдуард VIII и Уоллис Симпсон стали романтическим символом влюбленных, которые не побоялись бросить вызов общественным условностям, чтобы навеки быть вместе. Для множества людей законы, регулирующие принципы заключения брака коронованных особ Объединенного Королевства - не более чем «досадный и бессмысленный анахронизм».
Следующее поколение стало свидетелем скандальной истории принцессы Маргарет, которая хотела выйти замуж за полковника Питера Таунсенда, разведенного представителя высшего общества, а затем, не выдержав натиска противников такого брака, рассталась с Таунсендом и стала женой другого простолюдина, Энтони Армстронг-Джонса (которому после вступления в брак был пожалован титул графа Сноудона). Брак этот не принес счастья супругам, оба обладали взрывным характером, и брак был расторгнут спустя 18 лет после заключения. Этот эпизод, пожалуй, является важнейшим ключом к пониманию причин благосклонного отношения общества к мезальянсам при дворе. Идея «они должны быть вместе, потому что любят друг друга» положила начало общественному одобрению морганатических браков. Что плохого в том, что принц или принцесса вступят в брак с особой, в жилах которой нет ни капли королевской крови? Разумеется, большинство монархических брачных союзов заключалось с учетом интересов семьи и геополитических соображений, однако история свидетельствует и о глубоких чувствах между супругами-монархами. Одной из самых известных любовных историй является брак Николая и Александры Романовых, последних императоров России, есть и другие факты. Любовь - это чувство, которое может возникнуть в любом сердце - будь то сердце монарха или простолюдина. К несчастью, бытует мнение, что только простым людям свойственна искренность и простодушие.
Однако любовь - вовсе не исключительная причина для мезальянса. Чтобы влюбиться в человека, нужно быть с ним хорошо знакомым. В прошлом монархи практически не общались с простым людом, их круг ограничивался придворными. Они участвовали в королевских торжествах, несли свои обязанности как истинные правители собственных государств, взаимодействовали с себе подобными. Их дети никогда не бывали в среде простых детей, и знались только с равными, жизнь народа была им неведома. Поэтому вполне естественно, что их браки планировались заранее. Скажем, Николай Романов и Александра Гессенская полюбили друг друга, встретившись на свадьбе Елизаветы Гессенской, сестры Александры, и Великого князя Сергея. Сегодня у монархов жизнь более открытая, если можно так выразиться: они посещают обычную школу, работают за пределами дворцов, посещают различные мероприятия, где могут общаться с простыми людьми. Стоит ли удивляться, что в этом случае они вполне могут встретить того, кто разделяет их взгляды на жизнь и имеет похожие вкусы. И не обязательно это будет особа королевской крови.
Еще одной важной причиной этого явления может быть то, что представители аристократии перестали считать себя иными, непохожими на остальных, они теперь не желают быть отстраненными от реалий общества. С одной стороны, положительный момент определенно налицо: такая уверенность может положить конец высокомерию и заносчивости некоторых спесивых монархов, в то же время существует опасность и для монархии как таковой. Недостаток понимания собственной непохожести заставляет монарха думать, что он не имеет никакого отношения к тому, что связано с придворной жизнью: другими словами, он будет уверен, что ничем не отличается от богатого промышленника или мировой знаменитости. Глубоко изучив этот вопрос, можно прийти к выводу о том, что отчасти это явление объясняется переменами, произошедшими в самой монархической власти. У нового поколения царственных отпрысков практически отсутствует знание о том, какие ценности разделяли их предки, какой образ жизни они вели. Именно поэтому они не понимают, кто они и почему занимают самое высокое положение в собственных странах.
Большинство людей, считающих себя противниками неравных браков, обвиняют простолюдинов, рвущихся к трону, в сибаритстве, корыстолюбии, алчности, пошлости и других грехах, которые еще недавно считались абсолютно недостойными особ королевской крови. А так ли они неправы? Вместе с тем, не стоит забывать и другую сторону вопроса, а именно, тех, кто наделен королевской властью. Да-да, принцев и принцесс по рождению. Если молодой кронпринц влюбляется в девушку, которая воспринимается двором и обществом как плохо воспитанная, малообразованная и легкомысленная, которая одевается так, как не подобает принцессе, стоит задуматься о его вкусах и взглядах на женщин в целом. Если ему нравятся девушки такого рода и наделенные подобными «качествами», возможно, у него самого имеется хотя бы часть из них. Кроме того, если кронпринц или принцесса крови посещают места, где определенно можно встретить достаточное количество «вульгарных» и «легкомысленных» особ, вероятно, они выберут и соответствующий образ жизни. Итак, проблема заключается не в одном лишь третьем сословии, но и в тех, кто по рождению наделен королевским достоинством. А еще, и, очевидно, в гораздо большей степени, в уровне современной культуры.
Ярким примером этому является громкий роман кронпринца Норвегии Хаакона, который остановил свой августейший взгляд на простой девушке . Выбор принца наделал немало шума. Молодой и симпатичный Хаакон выбрал в невесты девушку с «бурным», как она сама выразилась, прошлым. Кроме того, она была замужем за наркоторговцем, от которого остался четырехлетний сын. Даже для столь либеральной страны, как Норвегия, репутация будущей королевы оказалась слишком скандальной, и Парламент был близок к тому, чтобы запретить заключение этого союза. Но стоило бы напомнить, при каких обстоятельствах состоялось знакомство молодого кронпринца и его будущей супруги: их встреча произошла на пивном фестивале в Кристиандсанде, во время грандиозного рок-концерта. Заметим, что в современном мире (особенно после того, как королева Великобритании пожаловала рыцарский титул одному из Битлов) рок стал главным музыкальным течением. Международный истэблишмент благосклонно относится к рок-музыкантам и даже содействует распространению рок-музыки. Но вряд ли кто-либо станет отрицать тот факт, что рок возник как мятежное движение, выступающее против традиционных ценностей и эстетических устремлений. В то же время монархия призвана защищать эти ценности, ведь она и сама есть часть традиции. Большинство текстов роковых композиций ниспровергают основы классической и народной культуры. Нам может нравиться или не нравиться рок-музыка сама по себе, но мы обязаны признать, что это движение объявило себя врагом главных устоев монархии - семьи, Бога и государства. И если кронпринц посещает такие концерты, он противоречит сути своего статуса, забывая о том, что он является представителем древней королевской династии и вождем народа, которым в скором времени ему доведется править. Разумеется, кронпринц не должен быть реакционером, но все же обязан соблюдать верность традиции, хотя бы в какой-то мере. В противном случае его роль теряет смысл, ибо он призван представлять «вечные ценности» своего народа. Мы осуждаем не рок-музыку как таковую, но вкусы и пристрастия кронпринца и то, почему он взял в жены особу, которая определенно «выпадает из его круга». Факт остается фактом: Метте Марит совершенно не напоминает воспитанную, религиозную романтическую девушку, и не важно, принадлежит она к аристократии или нет. И в этом вся проблема.
Еще одной причиной, порождающей проблему морганатических браков, является то, что многие молодые монархи посещают государственные или частные высшие учебные заведения, и нередко за рубежом. Они попадают в среду молодых людей самого различного происхождения, общаются с ними, влюбляются. Не имея в этом окружении аристократов, не общаясь с равными себе, они выбирают в партнеры людей простых. Более того, практически повсеместно они бывают в обществе обыкновенных людей, и даже если встречаются с молодыми аристократами, находят их общество невероятно скучным. Помнится, в бурные 90-е годы редакция журнала Point de Vue (французское издание, публикующее статьи о королевских домах Европы) организовала летний круиз молодых членов монархических династий. Попытка способствовать развитию романтических отношений между молодыми аристократами с треском провалилась. Журналистам во что бы то ни стало хотелось соединить испанского принца Фелипе и Татьяну Лихтенштейнскую, Викторию, принцессу крови из шведской королевской семьи с наследником нидерландской короны ом. Когда они поняли, что одному из этих молодых престолонаследников придется отречься от короны, то посчитали норвежскую принцессу Марту Луизу приемлемой парой для испанского принца. Однако молодым захотелось более «пикантных» отношений. Принц Астурии женился на разведенной тележурналистке, объявившей себя «республиканкой», за наследницей шведской короны активно ухаживает тренер по гимнастике и владелец спортивного комплекса по имени Дэниел Уэстлинг, принц Виллем-Александр избрал себе в спутницы аргентинку, выпускницу экономического факультета, работавшую в отделении Deutsche Bank в Нью-Йорке. Кстати, ее отец был членом правительства Вайдела. Румяная принцесса Марта Луиза сменила платья в романтическом стиле на экстравагантные наряды и вышла замуж за писателя-постмодерниста Ари Бена, творчество которого трудно назвать классическим. Принцесса Марта Луиза придерживается особых взглядов на религию, что может быть совершенно естественно для простого человека, но опасно для правителя, призванного воплощать в себе вечное наследие нации, элементом которого есть религия.