Пять тысяч лет со времени зарождения ювелирного искусства в Индии отметили в городе Мумбаи, и в честь этого события публике был представлен удивительный автомобиль - дешевая отечественная малолитражка, роскошно украшенная драгоценными камнями , серебром и золотом. Впрочем, малолитражки - небольшие городские авто с маленьким объемом двигателя - очень любимы автомобилистами всего мира и без столь богатых украшений.
Специально для городских улиц
Машины маленьких размеров неслучайно позиционируются создателями как автомобили для города, ведь они маневренны в пробках, экономичны (в том числе и в обслуживании), их эксплуатация лишает владельцев проблем с парковкой. Помимо этих очевидных достоинств, у небольших автомобилей немало и других плюсов. Так, в большинстве своем их двигатели имеют приличный ресурс - около трехсот тысяч километров, авто отличаются хорошей пассивной безопасностью (три-четыре звезды из пяти возможных по системе EuroNCAR), причем по этому показателю они зачастую превосходят более крупные автомобили 1980-90-х годов.
Кроме того, малолитражки в основном имеют неплохую динамику благодаря своему весу. Правда, стоит оговориться, что этот показатель заметно изменяется в зависимости от качества трассы, на загородных дорогах динамика становится хуже. Выехать за город бывает проблематично также из-за маленькой грузоподъемности и небольшого клиренса, однако эти автомобили и не претендуют на звание вседорожников - напротив, они считаются стильными и комфортными городскими авто.
Лидеры продаж
В настоящее время малолитражки стали поистине массовыми авто. Практически все лидеры автомобильного производства выпускают эти удобные машины. Максимальным спросом на мировом рынке в этом классе пользуется модель Volkswagen Polo, выпускаемая в нескольких вариациях кузова и в двух версиях - бензиновой и дизельной. Не уступают и детища концерна Suzuki - A-Star и Splash. Современный и стильный автомобиль Honda Jazz с довольно большим багажным отделением, «умная» модель Toyota iQ, универсальный Tata Nano - все эти автомобили снискали признание водителей всего мира.
Несколько иная шкала популярности малолитражек в России. «Пальма первенства» вот уже несколько лет - у Daewoo Matiz, который привлекает в первую очередь своей ценой. Хорошо продаются и другие азиатские «малыши», например Hyundai Getz, надежные машины с на удивление мощным мотором. Из европейских моделей популярностью пользуются Fiat Panda (самый маленький из всех итальянских автомобилей), Peugeot 1007 с раздвижными дверями и впечатляющей комплектацией и компактный Opel Corsa.
В 2011 году в России начались продажи новой «экологической» малолитражки - это Mitsubishi i-MiEV на электрической тяге. Правда, цена модели далека от привычно доступной стоимости - новое детище японского автоконцерна можно приобрести за один миллион четыреста тысяч рублей. Впрочем, экологически чистые машины - это один из главных современных трендов отрасли. Специалисты уверены, что рано или поздно они будут пользоваться большой популярностью, как и экстравагантные, эпатажные авто - например, концепт-кар Peugeot от японского дизайнера Юджи Фуджимуры. Круглая форма, салон с полностью стеклянной крышей, джойстики вместо руля - именно так видится художнику будущее автопрома в целом и малолитражных автомобилей в частности.
Отечественные малолитражки
Собственные малолитражные автомобили есть в арсенале советской, а затем российской промышленности. Так, еще в 1928 году на улицах Москвы появились машины НАМИ-I, их название - это аббревиатура создателя, Научного Авиамоторного Института. В 1940 году была выпущена еще одна модель - КИМ-10, но ее производство было остановлено с началом войны. Однако настоящий «расцвет» советских малолитражек пришелся на послевоенное время. Это и СМЗ С-3А - машина, прозванная «моргуновкой», поскольку именно на ней ездила знаменитая троица Гайдая в фильме «Операция Ы», и популярнейший «Москвич-400», и, конечно, ЗАЗ 965, знаменитый «горбатый» Запорожец, ставший одним из символов советского автомобилестроения.
Российская малолитражка - это, в первую очередь, «Ока», которая в 2008 году была снята с производства в связи с нерентабельностью. Правда, вскоре на улицах могут появиться новые модели - нашумевшие Е-мобили Михаила Прохорова. Не исключено, что у этой машины может появиться конкурент - автомобиль «Мишка». Учредитель ОАО «Мишка-Тула-Москва» знаменитый шахматист Анатолий Карпов заявил, что его продукция будет стоить не дороже двухсот тысяч рублей. Подтвердятся ли слова гроссмейстера - покажет время.
Дарья Цветкова