Автомобиль давно стал незаменимым и доступным средством передвижения, но лишь в том случае, если речь идет о серийных моделях, заполнивших городские улицы. Однако существует категория машин, которые с полным основанием можно назвать «роскошью» - это раритетные авто, повод для гордости, объект коллекционирования и инвестирования.
Трудности определения
Ретро автомобилем принято считать тот, который был выпущен не позднее семидесятых годов XX века, при этом состояние его должно быть исправным, а в конструкции кузова должны присутствовать определенные «архаичные» узнаваемые черты (например, эксклюзивная решетка радиатора и прочие детали). Подобные машины называют также другими терминами - «классический автомобиль» или «олдтаймер», причем различные организации коллекционеров по-разному трактуют эти понятия.
Например, в США классическим считается авто, выпущенное не позднее чем за пятнадцать лет до текущей даты. При этом выделяется несколько ценовых категорий. Так, к высшей относятся машины, которые сошли с конвейера с 1925 по 1948 годы, но до настоящего времени сохранились в хорошем состоянии. В Великобритании существует свое определение раритетных авто - «историческое средство передвижения» («historic vehicle»). Как правило, это машины, выпущенные до 1973 года.
При оценке раритетных авто важны не только время их выпуска и особенности конструкции, но и обстоятельства появления на свет или эксплуатации. Например, за модель Мерседеса восьмидесятых годов коллекционер из США отдал более полутора миллионов долларов только лишь потому, что это стотысячная машина знаменитого автоконцерна. Таким образом, учитывается множество факторов, и назвать приблизительную стоимость каждой модели сможет только профессионал.
В любом случае, цена подобных машин высока, а коллекционеры раритетных авто - это очень обеспеченные люди. Среди них - султан Брунея, князь Монако, актер Николас Кейдж, барабанщик группы Rolling Stones Чарли Уотт, вокалист AC/DC Брайан Джонсон, дизайнер и модельер Ральф Лорен и прочие знаменитости.
Европейские олдтаймеры
Один из самых дорогих ретро автомобилей в мире - Ferrari 250 GT California, в 1961 году было выпущено всего сто таких экземпляров, поэтому в настоящее время аукционная стоимость единственного сохранившегося в достойном виде составила одиннадцать миллионов долларов. Среди наиболее ценных европейских авто неизменно оказываются и модели Mercedes-Benz, например 540K 1937 года выпуска, который уже в то время мог развивать скорость до двухсот двадцати пяти километров в час (цена - восемь миллионов долларов).
В рейтинге самых дорогих европейских раритетов есть место и для англичан, в первую очередь это Rolls-Royce и Bentley. Например, модель первого производителя 10hp, несмотря на то, что имела под капотом всего десять лошадиных сил, была продана более чем за семь миллионов долларов. А цена Bentley 4 1/2-Liter 1931 года выпуска составила четыре миллиона долларов. Нельзя не упомянуть и о легендарном автомобиле Jaguar. Модель MKII в шестидесятые годы считалась самой криминальной, поскольку именно на этой быстроходной машине было совершено множество ограблений банков, а в настоящее время она - мечта любого коллекционера.
Раритеты Нового Света
Несмотря на то, что первые автомобили были созданы в Европе, американские конструкторы очень скоро сумели выпустить большое количество собственных интересных марок, а спустя недолгое время вообще стали законодателями автомобильной моды. К числу таких брендов, уважаемых во всем мире, относится Packard. Особенно желанна для коллекционеров модификация Runabout Speedster, которая была выпущена в количестве всего четырех штук, и хозяином одной из них был Кларк Гейбл.
А в пятидесятые годы сердца американцев завоевал Cadillac. Одна из самых известных моделей - Cadillac Sixty Special, на таких машинах ездили гангстер Аль Капоне и президент Дуайт Эйзенхауэр. А Cadillac Eldorado стояли в гаражах Джона Кеннеди, Мэрилин Монро и Элвиса Пресли. Очень ценны для коллекционеров и ретро машины марки Ford, особенно гоночные модели, созданные Кэролом Шелби. Одна из них, Shelby Cobra 1966 года выпуска, была продана за шесть миллионов долларов.
Советские ретро автомобили
Раритеты советского периода крайне редко приобретаются зарубежными коллекционерами, однако их ценность - как финансовая, так и историческая - от этого не уменьшается. Например, очень интересен ЗИЛ 111Д (кабриолет), выпускавшийся с 1963 по 1967 годы. Когда-то его невозможно было купить, ведь он доставался владельцу только вместе с партийной или государственной должностью. В мире в настоящее время не более восьми таких машин.
Другой элитный советский автомобиль - ГАЗ-13 «Чайка», созданный по образцу американских машин. Аукционная цена крайне редкой белой «Чайки» - более двух миллионов рублей, черная чуть дешевле - около полутора миллионов. В конце 1945 года были собраны новые лимузины - «ЗИС-110», а также эксклюзивная бронированная модель «ЗИС-115», специально для Сталина. Они выпускались исключительно для членов правительства и партийной элиты, поэтому в массовое производство не попали, с конвейера сходило не более двадцати пяти машин в год. Цена «ЗИС-110» на интернет-аукционах в настоящее время - около двух миллионов рублей.
Роскошные и элегантные, стильные и изысканные, триумфаторы гонок и свидетели исторических событий, мечты целых поколений - культовые автомобили прошлого стали красивой, но очень дорогой и недоступной легендой.
Дарья Цветкова