Коллекционирование - это страсть, а любая страсть, как известно, требует финансовых затрат. Разница в различных видах коллекционировании состоит лишь в том, насколько большие или незначительные суммы нужно потратить коллекционеру для удовлетворения своей страсти. И в этом списке одну из самых верхних строчек по престижности занимает коллекционирование ретро-автомобилей. По той простой причине, что ретро-автомобили удовольствие недешёвое.
Вообще-то понятие «ретро-автомобили» очень и очень расплывчатое. Понятно, что очень старые автомобили автоматически попадают в категорию «ретро» - вряд ли кто-то осмелится спорить с тем, что любой автомобиль выпущенный до начала Второй Мировой войны является ретро-автомобилем. Однако даже по этому, хронологическому критерию, нет чётких рамок - до какого года выпуска машина считается «ретро», а после какого, извините, переходит в разряд почти новеньких. Существует негласное правило, согласно которому автомобиль должен «родиться» не менее сорока лет тому назад, чтобы носить гордое звание ретро-автомобиля.
Однако это правило (повторимся - негласное и нигде, ни в каких скрижалях не зафиксированное) действует далеко не всегда. Ретро-автомобилем может быть и модель, выпущенная позднее сорокалетней отметки, но для этого она должна быть представительницей редкого модельного ряда. Без раздумий в разряд ретро-автомобилей включают даже машины, выпущенные в 1970-х годах, но при условии, что их изначально было выпущено ограниченное количество, примерно не более двадцати-двадцати пяти тысяч штук. Мечта любого коллекционера напасть на такие модели, количество которых с самого начала насчитывало не более нескольких сотен. Есть в истории мирового автомобилестроения и модели, выпущенные в количестве нескольких десятков автомобилей (в основном по заказам различных правительств), но за такими машинами охотятся только очень-очень состоятельные коллекционеры.
Кроме того, существует и такой вид ретро-автомобилей, которые называются «новоделами». Приверженцы старых традиций не признают такие машины «ретро», так как они либо капитально ремонтируются с использованием современных материалов и технологий, либо и вовсе создаются с нуля по существующим чертежам и фотографиям. Коллекционеры-консерваторы признают ретро-автомобилями только действительно старинные и редкие авто, которые подверглись минимальной модернизации или вовсе избежали таковой. Однако в последние годы «новоделы» становятся всё более популярны среди широких кругов любителей старинных машин, особенно это заметно по российским ценителям. Дело в том, что ретро-подлинники являются настолько редкими экземплярами, что цены на них составляют астрономические для людей со средним и выше среднего достатком цифры (обычно разговоры о перепродаже таких машин начинаются с суммы не менее миллиона долларов). В силу этого большинство любителей ретро-автомобилей оказывается не у дел.
Поэтому для них наиболее приемлемы два варианта. Первый - это откопать в каком-нибудь провинциальном городке старый автомобиль, который уже не на ходу, но в целом сохранился прилично, купить по дешёвке эту «рухлядь» у хозяина, который и рад избавиться от почти металлолома, и своими силами, на свои деньги восстановить машину в её первозданном виде и вернуть ей рабочее состояние. Это наиболее популярный в нашей стране вариант для любителей ретро-автомобилей, так как он гораздо более дешёвый, нежели традиционный - основные вложения здесь заключаются в потраченных силах и времени. Второй вариант более дорогостоящий, но его нередко выбирают настоящие энтузиасты, да к тому же профессионально разбирающееся в устройстве автомобиля - сборка ретро-автомобиля с нуля. В данном случае интерес у такого человека не только в причастности к какому-то кусочку истории, но и в возможности почувствовать себя настоящим автоконструктором и инженером. К тому же указанные два варианта с «новоделами» зачастую являются и неплохим способом подзаработать. Промежуточный слой коллекционеров, которые не настолько богаты, чтобы тратить миллионы долларов, но и достаточно самостоятельны, чтобы не пыхтеть в гараже за ремонтом и сборкой машины, покупают такие «старые - новые» автомобили у сделавших это своей профессией любителей.
Что касается цен на ретро-автомобили, то здесь, как и в случае с любыми коллекциями, каждый случай является предметом отдельной оценочной экспертизы. Конечно, чем старее автомобиль и чем больше у него «родных» деталей и предметов дизайна, тем он будет дороже стоить. Однако в каждом случае оценивается целая совокупность факторов - возраст, степень сохранности, рабочее состояние машины как непосредственного средства передвижения, популярность именно этой модели, количество сохранившихся подобных автомобилей, стоимость ремонта и восстановительных работ и так далее. Для того, чтобы представлять уровень цен на ретро-автомобили на сегодняшнем российском рынке, достаточно ознакомиться лишь с некоторыми примерами машин, выставленных владельцами на продажу. Итак, ГАЗ 67 1953 года выпуска продают за 60 тысяч рублей, ГАЗ 21 «Волга» 1959 года выпуска - за 130 тысяч рублей, «Москвич 401» 1956 года выпуска - за 300 тысяч рублей, Plymouth Special Deluxe 1948 года выпуска - за 430 тысяч рублей, Ford Edsel Ranger 1959 года выпуска - за 600 тысяч рублей, Mercedes-Benz 220 1965 года выпуска - за 700 тысяч рублей, Pontiac Bonneville 1959 года выпуска - за 750 тысяч рублей, Dodge Charger 1972 года выпуска - за 1 миллион 150 тысяч рублей, Oldsmobil Model 88 1953 года выпуска - за 1 миллион 200 тысяч рублей, ГАЗ М20 «Победа» 1953 года выпуска - за 1,5 миллиона рублей, Chevrolet Camaro 1968 года выпуска - за 1 миллион 760 тысяч рублей, Buick Roadmaster 1954 года выпуска - за 3,5 миллиона рублей.
Так что ретро-автомобили это действительно увлечение для очень богатых людей. Но зачастую настоящая увлечённость плюс предприимчивость плюс умелые руки могут сделать это увлечение доступным и человеку без многомиллионного банковского счёта.
Александр Бабицкий