Одно из любимейших занятий большинства женщин - шоппинг. Он снимает стресс и помогает расслабиться, совершая приятные сердцу покупки. Попадая во власть магазинов, где стараниями специалистов созданы все условия для покупок, мы теряем голову и подчас безрассудно расстаемся с деньгами. Известно, что большинство покупок, совершаемых в торговых центрах - импульсивные, которым мы даже не отдаем отчет. И при этом совершенно не важно, идем ли мы в дорогой магазин одежды или ближайший супермаркет за продуктами.
Неоправданных трат можно избежать, если знать несколько несложных правил. Все усилия продавцов и мерчендайзеров (это специально обученные люди, отвечающие за правильную раскладку товаров) направлены на то, чтобы мы купили «нужный» товар.
На самом деле размещение товара и проектирование торговых центров - это целая наука и в какой-то степени даже искусство. Искушение ждет нас буквально на входе в торговый зал: это стопка корзинок и ряд тележек для покупок. Если вы пришли в магазин за небольшими покупками, имеет смысл взять корзинку - поместится в неё не так много, носить её гораздо менее удобно, и тогда вы не сможете долго гулять по залу, собирая ненужные покупки.
Между тем, задача продавцов, напротив, сделать все, что мы находились в торговом зале как можно дольше. Большинство магазинов спроектированы таким образом, что вас заставляют пройти как можно больше в надежде, что «по дороге» вы что-нибудь прикупите. Когда в следующий раз пойдете в магазин, обратите внимание: товары повседневного спроса (хлеб, молочные продукты) никогда не лежат сразу у входа, а скорее всего, спрятаны в глубине зала. Недалеко от входа располагаются самые дорогие и более «бесполезные» товары. Это не просто так, здесь срабатывает психология: пустую тележку хочется наполнить, а полную - уже нет. В случае, когда корзинка или тележка наполнены, покупатель, напротив, начинает прикидывать, хватит ли ему денег и становится более экономным. В магазинах одежды товар выкладывают точно так же: на более удобных местах возле входа находятся вещи из новой коллекции, а чтобы добраться до вешалок с распродажей, вам придется пройти мимо красиво оформленных стоек с более дорогими вещами.
Ещё одна уловка, как заставить вас потратить больше и купить что-нибудь не очень нужное: рядом с основным товаром всегда кладут дополняющий - орешки к пиву, специи к мясу, а сумочки - к одежде. Устоять перед дополнительным соблазном сложно, и в этот момент как раз совершается большинство тех самых «импульсивных» покупок, которые вы вовсе и не планировали делать.
Также известно, что покупатели обычно движутся по одному и тому же маршруту: по периметру против часовой стрелки. На этом пути и раскладывают то, что мы должны положить в корзинку или примерить. Кроме того, принимается во внимание тот факт, что большинство покупателей - правши и берут товары правой рукой, поэтому нужные нам «подсовывают» справа.
Подойдя непосредственно к полке с нужным товаром, не стоит терять бдительности - учитывайте расположение товара на полке. Упаковок тех товаров, к которым нужно привлечь внимание, там обычно стоит много - так вы сразу обращаете внимание и выделяете для себя именно эту марку среди одноликих конкурентов. Также известно, что самые удобные для покупателя места - на уровне глаз, туда и кладут самые дорогие товары. Чуть наклонившись или приподнявшись, вы сможете найти более дешевые аналоги. Если речь идет о продуктах с ограниченным сроком годности, то более свежие продукты всегда прячут в глубину. Это касается не только молочных продуктов и овощей, но даже сладостей и консервов. Если хотите купить что-то с более долгим сроком хранения - не ленитесь немного поковыряться на полке.
Некоторые товары вы можете встретить в зале несколько раз: на общей полке и на отдельных стойках в разных частях зала. Таким образом, продавцы существенно повышают вероятность того, что вы все-таки купите «продвигаемый» товар. «Залежи» продуктов посреди зала выполняют ещё одну роль: когда в непосредственной близости нет товаров-конкурентов, и вы избавлены от мук выбора, вероятность купить что-то гораздо выше.
Очень коварны залежи мелких товаров возле кассы. Они недорогие и, по уверениям продавцов, продаются очень хорошо - очень велик соблазн добавить к покупкам пару шоколадок или жвачку, пока вы, скучая, стоите в очереди.
Знание этих особенностей само по себе не позволит вам сэкономить. Но, зная, что товары в магазине выложены не просто так, а по системе, цель которой - заставить вас потратиться, вы сможете делать покупки менее импульсивно. А самый банальный, но самый действующий способ гарантированно не потратить в магазине слишком много - это составить предварительно список покупок и выделить на него определенный денежный лимит, которым вы будете распоряжаться у кассы. Причем лучше не брать с собой в поход по магазинам банковскую карту, а заранее снять деньги - с наличными расставаться будет намного сложнее, и вы не потратите больше, чем у вас есть.
Анна Маточкина