Вышивка гладью: ожившие ткани

29 Мая 2011

Вышивка гладью: ожившие ткани Ведущими идеями коллекции весна/лето 2009 Валентина Юдашкина были выбраны женственность, мягкость, романтизм. Главная тема показа - колосья, для выполнения которых использовалась вышивка гладью. Это старинное искусство, позволяющее создавать на ткани удивительные сюжеты и орнаменты, в настоящее время вновь очень популярно.

Шелковое кружево 

Вышивка гладью: ожившие тканиКитайский город Сучжоу - уникальное место, где круглый год цветут роскошные лотосы, бродят изящные журавли и среди пионов прячутся мифические драконы. Правда, эти картины существуют лишь на вышитых цветной гладью полотнах, производством которых славится Сучжоу. Причем каждый из рисунков имеет определенное значение. Так, изображение горы сулит успех в делах, журавля или сосны - долголетие, а лотоса - верность и супружеское счастье.

Как и многие другие виды вышивки, гладь зародилась в Китае, где принято использовать шелковые нити и ткани. Здесь этот промысел стал настолько высокохудожественным, что некоторые полотна невозможно отличить от фотографий. Удивительное сочетание цветов и оттенков, гармония фона и композиции, множество переходных тонов, фигуры с мельчайшими деталями - основные черты китайской глади.

Роскошные узоры, увлекательные сюжеты (в том числе библейские), использование золотых и серебряных нитей, великолепие красок - это гладь европейская, которая украшала одежды монархов и священнослужителей. Попав на Русь, эта техника вышивки приобрела мягкость, нежность и благородство. На смену буйству оттенков пришли изящные кружевные рисунки, выполненные белыми и золотыми нитками, которыми расшивали одежду, столовое и постельное белье. Появились и различные техники вышивания, с помощью которых можно создать неброские, но невероятно красивые узоры на ткани.

Ниточка к ниточке

Вышивка гладью: ожившие тканиГладь может быть одно- и двусторонняя, выпуклая и плоская, точная и рисованная, прорезная - каждый вид вышивания предполагает использование различных приемов. Зависят они и от выбранных материалов. Так, для оформления тонких тканей (батиста, шифона или крепдешина) используется белая гладь. Таким способом вышивают растительные орнаменты, изысканные монограммы, ажурные, невесомые узоры на платках, блузках, воротничках.

Для получения блестящей ровной поверхности применяют технику атласной глади, которая предполагает обилие различных украшающих швов, позволяющих создавать очень сложные композиции. Чтобы получить воздушные, невесомые рисунки, необходимо владеть техникой «ришелье» или прорезной гладью - когда выполняется надрез нужной формы, контур которого затем обшивается прочной нитью.

Для превращения полотна в уникальную картину используют технику цветной глади, позволяющей с точностью передать многообразие оттенков. Наконец, вышивка может быть и двусторонней, когда и лицевая, и изнаночная стороны работы имеют одинаковое наполнение. Каждая из этих техник предполагает владение несколькими видами швов, благодаря сочетанию которых и появляются удивительные шедевры.

Материал для работы

Ткани для вышивки гладью могут быть разными - лен, хлопок, шелк, шерсть. Для коврика или панно можно использовать грубые материалы - например, мешковину или сукно. Каждый вид глади требует использования определенных ниток. Выпуклые рисунки выполняются обычно мулине или металлическими нитями (для золотого шитья). Для рельефных фигур берутся льняные нитки - тонкие или толстые, в зависимости от рисунка. Используются также нитки хлопчатобумажные, шерсть, ирис. Мастерице потребуются и иглы разной толщины, однако самые удобные - короткие и с широким ушком.

Еще один обязательный инструмент вышивальщицы - пяльцы, которые помогут сделать работу ровной. Рекомендуемый диаметр - двадцать сантиметров. Для того чтобы перевести рисунок на ткань, может потребоваться специальная копировальная бумага, но если ткань тонкая и прозрачная, можно обойтись и без нее.

Обычный инструмент, знание техники и основных швов - казалось бы, вот и все, что нужно для вышивки гладью. Однако для того, чтобы из-под тонкой иглы появился по-настоящему уникальный орнамент, изысканная картина, нужно вложить в вышивку душу - и ткань оживет в руках мастерицы.

Дарья Цветкова