Один из мифов Древней Греции рассказывает, как ткачиха Арахна однажды заявила, что сумела превзойти в своем искусстве саму Афину, покровительницу ткачества. Состязание между женщиной и богиней закончилось ссорой, в результате которой разгневанная Афина превратила Арахну в паука-тарантула. В средневековой Италии считалось, что укус его смертелен, а единственное верное противоядие - танец тарантелла.
Всему виной паук
В XV веке на улицах многих итальянских городов можно было встретить бродячие оркестры, состоящие из бубнов, флейт, барабанов, кастаньет. Они исполняли быструю, горячую, дерзкую музыку, при звуках которой устоять на месте было невозможно. Однако вовсе не увеселение горожан было целью музыкантов - они помогали людям излечиться от «тарантизма», страшной болезни, возникающей после укуса паука тарантула. Считалось, что эмоциональный танец, который нередко мог продолжаться в течение нескольких часов - лучшее лекарство от болезни.
Есть и другие легенды о происхождении тарантеллы. Одна из них, например, связана с древними жертвоприношениями. Человек, выбранный на роль жертвы, запускался в помещение с тарантулами и вынужден был прыгать под бой барабанов, чтобы не быть укушенным. Ритм становился все быстрее, и в конце концов жертва, изнуренная безумной пляской, падала на пол без сил.
Наконец, есть и «географическая» версия происхождения названия народного танца - от имени южноитальянского города Таранто, где (опять-таки) в большом количестве водились пауки тарантулы. И хотя в настоящее время известно, что для человека их укусы не смертельны, тарантелла давно вышла за рамки средневековой легенды и стала настоящим национальным достоянием Италии.
От народных застолий - к оперной сцене
Классической считается неаполитанская тарантелла, возникшая в этом городе в XV веке как смесь мавританских и испанских мотивов. Это была очень резкая, экстатичная музыка, которую путешественники того времени, не знакомые с итальянской культурой, часто называли «бесовством» и «коллективным помешательством». Четкий ритм ударных, надрывные звуки флейты, голоса танцующих, которые часто подпевали музыке - все это производило поистине магическое и гипнотическое впечатление. Усиливало его то, что в основе тарантеллы, как правило, лежал один мотив и ритмический рисунок, который исполнялся как импровизация, в различных вариациях.
Традиционная неаполитанская тарантелла исполняется парой, однако существуют и разновидности танца. Так, например, на свадьбах танцующие отплясывали в кругу под зажигательную музыку, ритм которой все время ускорялся, а направление движения - менялось, причем иногда очень резко и неожиданно. Другой вариант - танец-соревнование, своеобразное состязание в силе и выносливости.
В XIX веке мотивы тарантеллы обретают новое звучание благодаря интерпретациям в произведениях композиторов-классиков, таких как Шопен, Мендельсон, Чайковский, позже - Рахманинов. В это же время тарантелла стала еще и песней, сохранившей экспансивность и эмоциональность. Так, например, очень известна музыкальная партия в ритме этого танца, написанная Джоаккино Россини, которая стала популярной в исполнении Лучано Паваротти.
География тарантеллы
Тарантеллу нельзя назвать универсальным танцем, который исполняется в строгом соответствии с определенными канонами. Это живой организм, который отражает настроение, мироощущение, чувства и желания. Неслучайно существует несколько разновидностей классической тарантеллы. Так, тарантелла региона Гаргано - это танец скотоводов и крестьян, которые во время работы исполняли песни о любви под аккомпанемент гитары и бубнов. Тарантелла Монтемарано исполняется жителями этого района Италии во время местного карнавала, начиная с XVII века. Здесь даже открыты специальный музей и школа, цель которой - сохранить традиции именно этого вида тарантеллы.
Еще одной разновидностью тарантеллы считается другой итальянский народный танец - пиццика, популярный в регионе Саленто. В настоящее время традиционным праздником здесь является фестиваль «Ночи тарантула», все участники которого до упада танцуют тарантеллу и пиццику. И хотя регулярно появляются их новые интерпретации, традиции классической тарантеллы, одного из символов итальянской культуры, по-прежнему очень сильны.
Дарья Цветкова