Эмоциональная окраска слова «одноразовый» всё-таки остаётся в стороне от понятия «высококачественный», в чём бы ни пытались убедить потребителя рекламные слоганы. Однако за последние полвека путь пройден немалый: если в начале прошлого столетия любой одноразовый товар воспринимался практически как негодный, то сейчас одноразовые предметы стали неотъемлемой частью нашей жизни и являются вполне привычным явлением. К тому же слово «одноразовый» всё-таки не совсем соответствует реалиям, такие товары чаще всего используются неоднократно. Во многом моду на одноразовые товары ввёл со своими зажигалками и другой продукцией Марсель Бик, основатель знаменитой компании BIC.
Марсель Бик: бизнес можно делать и так…
В настоящее время компания BIC является настоящим промышленным капиталистическим монстром: вряд ли можно иначе назвать корпорацию, которая ежедневно продаёт около 20 миллионов шариковых ручек, примерно 10 миллионов бритвенных станков и 4 миллиона зажигалок. Формально начало этому бизнесу было положено в 1945 году на промышленных окраинах Парижа, с приобретением двумя французами средних лет небольшой почти заброшенной фабрики. Однако в 2014 году компания BIC наверняка устроит пышные торжества по поводу столетнего юбилея своего отца-основателя, вдохновителя самой идеи «одноразовых товаров» и одного из наиболее успешных предпринимателей XX столетия – Марселя Бика.
Марсель Бик родился в 1914 году в Турине, в семье французског инженера, который по долгу службы вынужден был вести практически военный образ жизни – куда профессия пошлёт, там и живёт. Благодаря этому Марсель, впоследствии пошедший по профессиональным стопам отца и ставший инженером-изобретателем, с юных лет пристрастился к путешествиям, исколесив с родителями всю Западную Европу. Став уже взрослым, хоть и молодым человеком, Бик пришёл к мысли, что количество громоздких и тяжёлых вещей, которые приходится брать с собою даже в короткие путешествия, совершенно излишне. Первоначально он подумал, что единственным выходом из этой ситуации будет стать настолько богатым, чтобы позволить себе покупать всё необходимое по приезде в новый город, а при отъезде оставлять их на месте.
Однако затем родилась другая мысль: сделать вещи настолько компактными, лёгкими и, главное, дешёвыми, чтобы можно было расставаться с ними без особого ущерба для кошелька. Эту идею Бик начал воплощать на практике в 1945 году, приобретя со своим приятелем Эдуардом Буффаром ту самую фабрику на окраине Парижа. Начав с производства дешёвых пластиковых ручек, которые с 1953 года стали продаваться сначала во Франции, затем по всей Европе по цене в 30 раз дешевле обычных ручек, Марсель Бик скорое переключился на другие виды товаров. И одним из его козырей стали зажигалки.
На каждую зажигалку – 50 проверок
На рынке зажигалки BIC появились в 1973 году, сопровождаемые мощной и грамотной рекламной кампанией и эффективной маркетинговой стратегией. На зажигалки Марсель Бик обратил пристальное внимание в конце шестидесятых годов. После очевидного успеха своей задумки с дешёвыми шариковыми ручками он начал искать новую нишу для своего бизнеса. Зажигалки же были во многом сродни ручкам: изготавливались из примерно тех же материалов, представляли собой изделия примерно того же размера, имели точно такой же повседневный характер использования. Последней каплей, склонившей чашу весов в пользу решения запуска производства зажигалок, стало ознакомления Бика с данными исследований, по которым зажигалки являлись наиболее часто теряемым предметам повседневного использования.
В данном случае стратегия Бика «использовал – и выбросил, всё равно почти бесплатно» подходила идеально. В 1971 году он приобрёл французскую компанию Flaminaire, производителя зажигалок, два года потратил на разработку нового товара и соответствующие технологические изменения. И в 1973 году буквально взорвал рынок, предложив зажигалки BIC, которые стоили на треть дешевле конкурентов и при этом преподносились рекламой как товар, удобный и надёжный в использовании и который не жалко потерять из-за низкой стоимости.
К тому же важным достоинством зажигалок BIC стала возможность регулирования интенсивности пламени, что имело не только практическую, но и имиджевую важность – получалось, что клиент имеет возможность «подгонять» товар под собственные вкусы и нужды. Особенности деловой стратегии Марселя Бика (финансирование производства за счёт внутренних резервов, отказ от привлечения ссудных средств, производства всех составляющих продукции на собственных предприятиях, организация максимально широкой собственной торговой сети) и высокое качество продукции позволили сделать зажигалки BIC одними из наиболее популярных мировых брендов.
Зажигалки BIC выпускаются трех размеров – maxi (большой), slim (средний) и mini (малый), с различными системами получения искры, как традиционной, так и электронной. По всему миру уже продано более 10 миллиардов зажигалок, которые выдерживают три тысяч «кликов», что соответствует в среднем полугоду ежедневного использования. На всех фабриках корпорации установлено уникальное сборочное оборудование, вся технологическая цепочка контролируется специальными цифровыми камерами. Ещё на производстве каждая зажигалка BIC подвергается пятидесяти различным проверкам качества, сводящим к минимуму возможность любого брака.
Александр Бабицкий