Современное общество потребления таково, что элитным при наличии желания и достаточного первоначального капитала можно сделать любой товар, включая соль, сахар или зубочистки. Впрочем, есть разновидности товаров, которые имеют более значительную предрасположенность к вхождению в категорию «люкс». И зажигалки относятся к их числу: ведь предметы повседневного быта могут быть дорогими и престижными, как дорогим и престижным может являться и сам быт.
Англо-французский бизнес
Так сложилось, что и производство зажигалок вообще, и появление элитных зажигалок на совести преимущественно двух наций, между собой находящихся в тесных, но сложных и противоречивых отношениях. Речь идет о Франции и Англии. Правда, зажигалки современного типа появились благодаря преимущественно открытию австрийского химика Карла фон Вельсбаха, в 1903 году предложивший сделать основной деталью зажигалок искусственный кремень с содержанием цезия. Однако сам принцип использования зажигалки был в основных чертах сформулирован мастерами французской ювелирной и часовой мастерской Cartier. Они предложили отказаться от традиционного трута для получения искр и взять на вооружении пропитанный горючей жидкостью и помещенный в особый корпус фитиль.
Впоследствии бренд Cartier станет одной из ведущих марок товаров роскоши, а их зажигалки займут почетное место среди других элитных зажигалок. Но настоящую жизнь элитным зажигалкам дал английский торговец и промышленник Альфред Данхилл, основатель фирмы Dunhill, в настоящее время являющейся основным производителем элитных зажигалок. Точнее, «виновником» оказался лишенный одной руки механик Уилли Гринвуд, который в двадцатые годы прошлого века усовершенствовал механизм зажигалки так, что для использования было достаточно одной руки. Именно эту идею и купил Альфред Данхилл.
Постепенно продукция этой компании, чаще всего представляющая собой зажигалки оригинального дизайна, собираемые либо ограниченным тиражом на специальном оборудовании, либо и вовсе вручную, и покрытые драгоценными или полудрагоценными металлами. Зажигалки Dunhill можно приобрести от тысячи долларов, однако на счету бренда и такие баснословно дорогие зажигалки, которые стоят более 50 тысяч долларов. Зажигалки Cartier также стараются не отставать, использую те же полудрагоценные и драгоценные металлы, имея оригинальный дизайн с использованием не традиционной, прямоугольной, а овальной формы, и среднюю цену в 1-2 тысячи долларов.
От ювелирных украшений до технологических чудес
Но сегмент элитных зажигалок не ограничивается только брендами Dunhill и Cartier, желающих получить совой кусок пирога на рынке товаров класса «люкс» предостаточно. Американская торговая марка Zippo изначально позиционировалась вовсе не как элитная, а как предельно качественная зажигалка среднего ценового уровня для среднего же класса, лишенная при этом какого-то налета элитарности и роскоши. Однако постепенно стало очевидно, что качество и надежность также могут быть приметами элитного уровня, что нашло отражение и в повышении стоимости. Да и сейчас Zippo находится в несколько неопределенном положении: то ли низший уровень элитных зажигалок, то ли высший слой зажигалок среднего уровня. Например, серебряные зажигалки Zippo по 250-300 долларов это, конечно, не общедоступный товар, но и до продукции Dunhill им все-таки далеко. Другой подобный пример тенденции превращения элитных зажигалок во все более доступные может показать модель Shock-Pro-1000, представляющая собой не произведение мастеров, пришедших из ювелирных и часовых мастерских, а устройства с набором современных технических достижений. Ведь в ее функции входят: система противоветровой защиты; клапан для многократной заправки газом»; двойной корпус, обеспечивающий повышенную удароустойчивость; система герметичности от влаги; фиксирующее устройство, запирающее крышку и так далее. И все это техническое чудо можно приобрести от 80 до 100 долларов.
Однако ценителей зажигалок, которые привлекают своим видом, брендом и стоимостью, все еще хватает. Именно поэтому пользуются популярностью зажигалки таких производителей, как Pierre Cardin, Caseti, Dupont и другие (в этом сегменте преобладают подразделения компаний, занимающихся производством разнообразных товаров роскоши и моды) минимальная стоимость продукции которых начинается от одной тысяч долларов.