Значение камня путешественников
По одной версии, топаз получил свое название по аналогии с местом его первой находки на острове Топазиос, расположенном в Красном море; по другой – название происходит от санскритского слова «топас», что в переводе означает «огонь». Какое из мнений правильно, узнать невозможно, однако удивительный минерал голубой топаз, значение которого многогранно, вполне соответствует старинному смыслу этих названий.
Долгая история
Топазы иногда именуют «вечерними камнями» за их нелюбовь к яркому солнечному свету, под воздействием которого они теряют окраску. Поэтому окутанный туманом остров Топазиос (в настоящее время – Зебергед, Египет) – пожалуй, самое подходящее место для появления этих мистических камней. Правда, по мнению некоторых исследователей, здесь был обнаружен вовсе не топаз, а хризолит , однако это не умаляет тайны, окружающей этот удивительный, переменчивый камень.
Когда-то топаз использовался в качестве лезвия – такие пластинки, находившие применение в ритуальных обрядах и быту, обнаружены на раскопках стоянок первобытных людей на Южном Урале. Наибольшую популярность камни приобрели в эпоху Средних веков, когда рыцари-крестоносцы привозили их из походов в подарок дамам. Широкое распространение в Европе топазы получили после открытия в XVIII веке месторождения в Германии. Особенно красивы и загадочны топазы синих и голубых оттенков, неслучайно они очень ценятся. Так, лиловые камни украшают одну из наиболее престижных европейских наград – орден Золотого Руна.
В России топазы также пользовались большой любовью, их вставляли в диадемы , перстни , броши, причем самые дорогие изделия украшались голубыми топазами, добытыми в Мурзинской слободе Тобольского уезда. По воспоминаниям современников, это были камни цвета «синеватой воды». Однако самыми знаменитыми считаются бразильские минералы, которые добываются в «топазовом поясе» вокруг города Оуро-Прето. В настоящее время в местном музее хранится двадцать пять тысяч образцов топазов , а здешний монастырь гордится своей лестницей, полностью выложенной этими сверкающими украшениями.
Спасительный камень
В древнеримской медицинской практике топаз считался превосходным лекарством от чумы. Так, ходили легенды о лекаре, который исцелял больных с помощью одного лишь прикосновения камнем к чумным опухолям. А если положить минерал на трое суток в сосуд с вином, затем подержать его на закрытых веках, а вино выпить в течение пяти дней, возможно исцеление от болезней глаз. Однако голубой топаз считался не только лекарем, но и амулетом, оберегающим от многих неприятностей и бед.
Так, в древности его называли «камнем путешественников», выходящих в открытое море. В труде некого немецкого ювелира XVII века говорится, что если топаз бросить в кипящую воду, она успокоится и остынет. Поверье, что топаз способен усмирить бури, сделало его талисманом мореходов. Помимо этого, камень может остужать и горячие сердца, поэтому часто его носили сильные мира сего для успеха дипломатических переговоров.
Например, священник Мурзинской слободы, обладатель огромной коллекции уникальных камней, преподнес яркий голубой топаз весом в триста восемнадцать граммов императору Александру I. Правда, все собрание камней священника до сих пор не найдено – ходят слухи, что он закопал драгоценности, но тайна этого клада пока не раскрыта.
В настоящее время вера в удивительные свойства топаза не утрачена. Так, например, считается, что он в состоянии чутко реагировать на любое изменение настроения человека и в зависимости от эмоций своего владельца изменять цвет. Причем все обращенные к нему просьбы камень слышит, поэтому поможет принять верное решение через предчувствия или сновидения.
По-прежнему актуально и значение голубого топаза как камня мореходов, правда, в несколько иной по сравнению со средневековьем интерпретации – это камень авантюристов, которые предпочитают сражаться с судьбой и идти наперекор обстоятельствам, а не сидеть на берегу в ожидании благоприятных для реализации задуманного условий. Голубой топаз – талисман для всех, кто уверенно движется к своей цели, не боясь преград и не пасуя перед многочисленными трудностями.