Мода на золото меняется постоянно в различных странах. А за счет того, что в современном мире оттенков и производителей ювелирных изделий становится все больше, частенько приходится сталкиваться с такими понятиями, как белое, турецкое, итальянское или русское золото. При этом почему-то в Европе не очень ценится китайское и японское, а на Востоке с презрением относятся к европейскому благородному металлу. На самом деле, все зависит от пробы.
Проба
Золото по своей сути настолько мягкий металл, что его можно мять, рвать, резать ножом и даже плавить на сковороде. Не на обычной, конечно, и не на бытовом газу - он не даст нужной температуры, но если взять бабушкину чугунную миску и разогреть ее на углях, то легко удастся расплавить кусочек чистейшего золота. Чтобы создать украшение, которое можно носить, из благородного металла делают сплав с другими, называемыми лигатурой, чаще всего используя медь и серебро.
В мировой практике действуют четыре системы проб, но распространенными являются две: метрическая и каратная. Первую больше всего любят в России, указывая на изделиях содержание чистого драгоценного металла в граммах на один килограмм сплава. Так, если в 1000г содержится 585г золота, то это будет 585-я проба. При этом наивысшей считается 999-я, но ювелирные украшения из нее не делают, используя в космической промышленности. В метрической системе существуют 375-я, 500-я, 585-я, 750-я, 950-я и 999-я пробы. Была раньше 583-я, но сейчас украшения из такого золота можно встретить только в старинных коллекциях и обычно рядом с числом стоит звездочка.
В США и Европе большее распространение получила каратная система, предусмотренная только для золотых сплавов. Проба в каратах показывает количество частей чистого золота из 24 частей сплава. Например, в 18-каратном благородном металле 6 частей приходится на лигатуру, а если перевести в метрическую систему, то это соответствует 750-й пробе. Кстати, 585-й и 583-й пробы в каратной системе нет, потому что 14к соответствует 583,333333 грамма на килограмм сплава. Раньше в России округляли до 583, однако в Европейских странах к такому золоту относились пренебрежительно. Поэтому государство изменило пробирную систему и создало 585-ю пробу.
Иностранное золото
Итальянцы свое золото носят редко, только по праздникам, японцы и китайцы хранят его как реликвию, русские могут себе позволить его даже не снимать, а вот немцы предпочитают покупать золото для повседневной носки в Турции. И все опять же зависит от пробы и лигатуры. На любой ювелирный завод металл приходит чистым, и уже там решается, что к нему добавить и какого он будет цвета. Исторически сложилось так, что в Европе ценили чистый цвет желтого золота , поэтому для его укрепления добавляли немного меди и много серебра, сохраняя натуральную желтизну. При этом в Италии, например, ювелирные украшения создают минимум из 750-й пробы, что делает их довольно непрочными.
В России качество золота проверяли нагреванием, получая красноватый, червонный оттенок. Поэтому при укреплении использовали больше меди, придавая определенную красноту. Когда в Турции познакомились с русским золотом, то по незнанию технологий, укрепляли его чистой медью, получая из этого сплава тонковесные оригинальные, но не очень прочные изделия розоватого оттенка. Позже, конечно, турецкие ювелиры научились добавлять туда серебро, но до сих пор в частных мастерских можно встретить сплав золота с медью без других добавок.
А вот с Японией и Китаем все намного сложнее - не захотели они никаких сплавов, драгоценный металл полюбился им в чистом виде, поэтому больше всего ценят люди востока благородную желтизну 999 пробы. И неважно, что такие украшения нельзя надеть на торжественный прием, а тем более носить каждый день. Зато их можно хранить как семейные реликвии и гордиться их великолепным чистым блеском настоящего золота.
Разноцветное золото
От пробы золота, а точнее, от дополнительного сплава, его лигатуры, зависит яркость и цвет. В желтом больше серебра, в красном - меди, а белое получают благодаря добавлению палладия или никеля. Первый дает бело-стальной оттенок (и стоит весьма недешево), а второй - чуть желтоватый. Если же изделие отдает холодной голубизной, то на нем родиевое покрытие. Великолепное черное золото получают несколькими способами: в лигатуру добавляют кобальт и хром, окисляя сплав при высокой температуре, или покрывают изделие черным родием или аморфным углеродом. Модное в последнее время коричневое золото получают из «русского» с высоким процентом меди, подвергая его химической обработке. Синее (сплав с железом и хромом), зеленое (добавка калия), фиолетовое (лигатура с алюминием) и голубое (при добавлении индия) золото очень хрупкое и непластичное, поэтому используется только в качестве вставок. Однако недавно аргентинскому ювелиру Антониасси удалось получить голубой драгоценный металл 958-й пробы, впрочем, он не спешит раскрывать свои секреты.
Болотова Леля