Приручить огонь человек мечтал давно, причем приручить настолько, чтоб огонь появлялся «по щелчку пальцев», а обращаться с ним было максимально просто. Самую первую зажигалку разработал еще Леонардо да Винчи в XV веке, однако она так и не была воплощена в реальности. Согласно чертежам, она заняла бы половину небольшой современной комнаты, и насколько была бы безопасной - большой вопрос. Но, видимо, на тот момент обществу было не до этого, и никто так и не взялся за воплощение этой идеи.
И только в начале XIX века людям действительно понадобилась зажигалка - на это время приходится расцвет табакокурения, а прикуривание от канделябров считалось дурным тоном. Пойдя навстречу общественности, немецкий химик Доберейнер создал безумно дорогую «адскую машину», которая и являлась, по сути, первой настольной зажигалкой. В качестве воспламеняющего элемента использовалась мелко раздробленная платина , а горючим служил водород, который легко взрывался, оставляя любителей табака без рук или головы.
Прошло целых 50 лет, прежде чем люди в 1867 году научились поддерживать огонь в руках с помощью смоченного в горючей смеси фитиля, и вот тогда началась настоящая история зажигалок. Первой фирмой, наладившей массовое производство «ручного огня» была компания Cartier. Разумеется, это были предметы роскоши, которые мог себе позволить далеко не каждый. Впрочем, зажигалки Cartier и сейчас остаются весьма дорогой вещицей, чаще всего совмещающей в себе полезные функции с великолепной ювелирной работой.
До 1903 года зажигалки практически не менялись, но потом произошла настоящая революция: химики искусственным путем спровоцировали соединение железа с церием и получили кремний, давший возможность достаточно легко высекать искры. Впрочем, первые кремниевые зажигалки страдали серьезным изъяном - их нельзя было поджечь одной рукой, но это не мешало солдатам Первой Мировой войны использовать в качестве прикуривателя нехитрое приспособление в виде гильзы от патрона с припаянным огнивом и кресалом.
В 1924 году благодаря инженерной мысли английских мистеров Уайза и Гринвуда, придумавших горизонтально расположенное колесико, проблема была решена. А ум и хватка Альфреда Данхилла позволили ему быстро заняться прибыльным делом и выпустить «однорукие» зажигалки под названием Everyday. Так с 1926 года компания Dunhill стала еще одним лидером по выпуску элитных зажигалок, и не оставляет этих позиций до сих пор. Кстати, и Dunhill, и Cartier уже давно не выпускают бензиновые зажигалки, и поспособствовала этому еще одна компания по выпуску элитных зажигалок - S.T. Dupont, которая в 1947 году ввела в обиход газовые зажигалки. На данный момент S.T. Dupont является бесспорным лидером по выпуску зажигало класса luxe - их дарят королям и президентам, нефтяным магнатам и арабским шейхам, ведь даже звук открываемого колпачка - это нота «ля» по камертону.
Как ни странно, столь разрекламированная компания Zippo - это зажигалки среднего класса, которые известны именно благодаря широкой рекламе. Впрочем, чего не отнять у этих зажигалок, так это их умения сохранять огонь в экстремальных ситуациях. То есть если необходима не элитная, а надежная зажигалка для полевых условий (рыбалка, охота, горы, сафари), то лучше взять с собой американскую мечту. Правда при этом стоит учитывать, что Zippo подделывают все, кому не лень, и даже зная все степени защиты этой зажигалки, купить подделку очень легко. Единственное, что действительно привлекает поклонников этой фирмы - это раритетные зажигалки первого выпуска. За такую коллекционерам не жалко отдать несколько тысяч долларов (впрочем, во столько же может обойтись хорошая Dunhill, Cartier или S.T. Dupont).
К среднему ценовому сегменту относятся и зажигалки швейцарской компании Diplomat, позиционирующейся слоганом «Работает как швейцарские часы», так что не нужно путать часы и зажигалки. Японская компания Saroma идет примерно по той же цене, что и американская Zippo, однако компания смогла отличиться, придумав в 1986 году турбозажигалку, в которой пламя не горит ровным огнем, а вылетает из сопла наподобие реактивной струи. Ну и напоследок хотелось бы заметить, что, несмотря на огромный выбор зажигалок, ни один ценитель табака не остановит свой выбор на бензиновой, аргументируя это неприятным вкусом, а также подберет соответствующую зажигалку для сигарет или сигар согласно своему общему стилю.
Болотова Лёля