Каждому знакомы изделия из финифти, чарующие переливы ярких, чистых красок, стеклянистый блеск, изысканный рисунок. Финифть во все времена ценилась очень высоко, ведь ей не страшно время, она не подвержена атмосферным воздействиям, праздничные краски финифти не тускнеют и не теряют свежести со временем. Ну а традиционное сочетание финифти с филигранью делало изделия еще дороже. Недаром Петр I одаривал особо отличившихся своими портретами, выполненными именно в технике финифти.
Финифть - это русское название эмали (имеющее, впрочем, греческие корни: fingitis - светлый блестящий камень). При изготовлении финифти эмаль используется в сочетании с металлом, причем эмаль является основным материалом, а металл - «подложкой», основой.
Изготовление финифти - дело непростое. Сначала металлических лист подготовленной формы покрывается тремя слоями белой эмали (обратная сторона покрывается контрэмалью, чтобы избежать деформаций). После каждого покрытия происходит обжиг в муфельной печи (температура при этом достигает 700-800°С). И только после такой подготовки наносится первый рисунок. Окрашиваются эмали солями металлов: золото придает цвет рубина , кобальт - синий цвет, медь - зеленый. Первый рисунок еще грубый, и его называют подмалевком. После нанесения рисунка - вновь обжиг. Затем наносятся дополнительные цвета, рисунок «уточняется». В некоторых случаях количество слоев и обжигов достигает семи, а то и выше. Лишь самые простые изделия обходятся двумя-тремя слоями, но даже этого хватает, чтобы сообщить финифти буквально вечную красоту. Еще бы не вечную, такую закалку не выдержит даже булатная сталь! А нежные рисунки на эмали не только выдерживают, но приобретают необычайную прочность.
Наибольшей известностью по сей день пользуется ростовская финифть. Производство финифти в Ростове началось еще в 1760-х годах с организации мастерской при архиерейском доме. Мастера занимались изготовлением образков и украшением предметов церковного обихода. В XIX веке производство финифти в Ростове стало массовым. Изготавливались не только церковные предметы, но и украшения - финифтяные браслеты , броши, серьги, подвески. Ведущие художники следовали принципам академической живописи, и их изделия поражают не только чистотой и прозрачностью ярких красок, но и удивительной нежности и красоты рисунком. Конечно, был и «ширпотреб» - рисунки на этих изделиях больше напоминают лубок, имеют все признаки низовой народной культуры.
Интересно, что революции 1917 года не уничтожили ростовскую финифть, как это произошло со многими ювелирными и художественными промыслами. Напротив, была организована артель, чьей задачей было производство художественной эмали. В 20-30-е годы ХХ столетия эта артель активно выпускала разнообразные шкатулки, броши, пудреницы, рамки для фотографий и так далее - с росписью по эмали. Изготавливались также портреты политических деятелей, писателей, музыкантов, жанровые композиции и цветочный орнамент. Угасла деятельность финифтяной артели лишь во время Великой Отечественной войны, но ненадолго - сразу после окончания войны работа возобновилась. С 1960 года артель была преобразована в фабрику «Ростовская финифть», и в этом качестве работает по сей день.
В настоящее время «Ростовская финифть» - единственное предприятие в России, выполняющее декоративную роспись по эмали. Работы ростовчан имеются в Музее народного искусства в Москве, в Государственном Историческом музее, государственном Русском музее.
Но не обязательно идти в музей, чтобы увидеть прославленную ростовскую финифть. Великолепные изделия продаются - начиная от разнообразных украшений (браслеты, подвески, серьги, броши, кольца и так далее) и заканчивая неповторимыми панно. Особенно хороши украшения, изготовленные в технике филиграни и украшенные финифтью.
София ВАРГАН