Глиптика: история в камне

05 Сентября 2010

глиптикаДрагоценности всегда привлекают ярким блеском, богатством исполнения, а главное их свойством выделять из толпы, показывать окружающим высокий статус своего обладателя. Тем не менее, ни один из бриллиантов, или золотых слитков, не смогут так ясно раскрыть свое предназначение, как это делают геммы, рожденные мастерами, владеющими тайнами глиптики. Камеи и интальо являются олицетворением изящества и вечной красоты, заключенным в камне. Искусство глиптики проявляется в полную силу, благодаря совершенным навыкам ювелиров использовать его при создании женских брошей и колье, мужских перстней-печатей и запонок, подвесок и колец, или просто памятных вещиц. Это украшения на все времена и для любого случая.

Искусство глиптики в истории

Глиптика, как ювелирная техника резьбы на драгоценных и поделочных камнях, была известна еще в IV тысячелетии до нашей эры. Она широко применялась мастерами Месопотамии, Древнего Египта и островов Эгейского моря. Основные глиптические произведения - геммы, камни различной конфигурации, чаще овальной, с вырезанным рисунком. По характеристики выполнения геммы подразделяются на интальо и камей. Интальо - рисунок формируется вглубь камня, камеи имеют выпуклые формы. В качестве исходного материала использовались мягкие камни - серпентин, гематит, и твердые - сердолик, агат и различные халцедоны, хрусталь. Первоначально интальо были известны как единственный вид произведений глиптики. Например, при раскопках захоронений I века нашей эры, была найдена инталия из камня халцедон с изображением птицы клюющей рыбу. Выполнена она была мастерами за пять веков до захоронения. Такой сюжет очень распространен для античных инталий, например, в гербе города Синоп центральной темой был рисунок орла нападающего на дельфина.

глиптикаНаши предки украшали себя резными фигурками животных, птиц и людей, носили первые перстни-печатки, в основном изображавшие жука скарабея. Например, перстень Юлия Цезаря изображал «Вооруженную Венеру» или «Venus armáta». При соприкосновении перстня с воском или глиной получались прекрасные оттиски - прародители нынешних чернильных штампов. В IV веке до нашей эры ювелиры эпохи Эллинизма начинают создавать первые камеи. По сравнению с интальо это были настоящие сцены из древних мифов, изображения лиц богов и людей, выполненные в цветном камне. По предположениям слово «камея» в переводе с итальянского языка означает «морская раковина», что вполне соответствует действительности, так как изначально для изготовления этого вида гемм использовались раковины моллюсков. Самой известной из гемм является камея «Гонзага», названная по фамилии герцога Людовика Гонзага, чья семья владела украшением на протяжении XVI - XVII веков. Камея изображала лики египетского правителя Птолемея II и Арсинои, его жены. Изготовил украшение неизвестный мастер, живший в III веке до нашей эры, из многоцветного агата в три слоя, обрамив золотом.

Страстной поклонницей камей была императрица Екатерина II, чья роскошная коллекция хранится в Эрмитаже. Во времена ее правления античного вида украшения пользовались большим успехом, чем бриллианты. Золото, жемчуга, драгоценные камни являлись лишь дополнением к произведениям глиптики.

Глиптика в современном ювелирном искусстве

глиптикаМадемуазель Коко Шанель знаменита не только «маленьким черным платьем» и «ниткой искусственного жемчуга», но и своим отличительным знаком брошью - камеей. Это украшение всегда было при ней, во что бы Коко ни одевалась.

Мода на произведения глиптики возвращается вместе с винтажными изделиями, с кружевами, шелком и классическим направлением в дизайне. Новая русская линия камей компании «Камея на Агате» по стилю исполнения напоминает «бабушкины» броши и подвески - геммы, которые изготавливали ювелиры XIX века.

Ювелирный дом «Dior Joaillerie» совместно с дизайнером Victoire de Castellane  выпустили черно - белую коллекцию брошей - камей и колец в античном стиле, дополнив немного современного декора из бриллиантов, золота, гранатов и сапфиров.

Также откликнулись на призыв моды ювелиры «Tagliamonte», создав коллекцию гемм под названием «Diamond». За основу сюжета камей были выбраны древнеримские боги: Венера, Афина, Марс, Юпитер, чей лик угадывается в цветном муранском стекле. Дополнением стали золотые оправы, бриллианты, жемчуга, кораллы, и другие драгоценные и полудрагоценные камни.

глиптикаИтальянские ювелиры «Pomellato» решили возродить истинный вид камелий, для чего долгое время выбирали раковины для будущих шедевров, тщательно проверяя  качество материала. Коллекция получила название «Eva» благодаря «райским» сюжетам из библии. Центральной фигурой украшений является изображение змея-искусителя. Обрамлением послужило традиционное для «Pomellato» розовое золото.

От классики в исполнении изделий глиптики отошли ювелиры «Agatha». В качестве материала для изготовления камей дизайнеры выбрали каучук, стекло и дерево, привлекая тем самым повышенный интерес к этому виду украшений.

Ценовой диапазон камей зависит от материала и сложности исполнения. Например, брошь-камея из коллекции «Joan Rivers» выполненная из ювелирного сплава с использованием акрила, кристаллов и эмали стоит примерно 100 долларов. А брошь-камея из раковины, белого золота и бриллианта 0,01 карат обойдется чуть меньше 1000 долларов.

Глиптика на «красных ковровых дорожках»

глиптикаМода на античные камеи и интальо не обошла  звезд кино и шоу-бизнеса, точнее, именно они и задают тон на винтажные украшения. Великолепная Шерон Стоун славится свой любовью к кольцам и серьгам с камеями, выполненных в классическом стиле глиптики. Геммы - универсальные в своем роде украшения, они могут быть одновременно и брошами, и подвесками.

Современные модницы украшают камеями сумочки, платки, декольте платья, пояса. Экстравагантная певица Pink, например, выходила замуж в белоснежном платье от Monique Lhuillier. Изюминкой наряда был черный поясок с бантом и приколотой брошью - камеей в античном стиле.

На создание гемм у мастеров глиптики уходит много времени, но упорство ювелиров и прочность камня превращают любой сюжет из жизни, либо из мифов, в вечность неподвластную времени. Соприкасаясь с драгоценностями, пережившими все столетия и эпохи, ощущаешь их величие в полной мере. А в случае обладания своим собственным портретом, или близких людей, исполненном в камне, есть большая вероятность стать продолжением великой истории.

Елена Пондина